Будет ли звучать правда на страницах вашей газеты и насколько она будет достоверной? Могут ли жители городов Апатиты и Кировск в это верить? Заранее спасибо за ответ! — всю неделю из головы не выходит этот вопрос одного из наших читателей, по имени Саша. Это по поводу взрыва на Кировском руднике.
Саша, вся правда звучать не будет. Хотя бы потому, что всю правду уже никто никогда не выяснит. Потому, что почти никто из тех, кто знает, как все было, правды не скажет. По разным причинам, но не скажет. Кто-то сам ошибся и пожалеет себя, кто-то не захочет подводить товарища. И это касается всех — от рабочих до самого верха.
В 1974 году я работал оператором сталеплавильных печей на машиностроительном заводе и чуть не убил человека. По ошибке подал ток силой 800 ампер и напряжением 1500 вольт на ремонтируемую печь. И ремонтника не убило каким-то чудом.
Уверен, если бы было официальное разбирательство, виной стала бы моя молодость, неопытность, торопливость… И только я один знал, что ночь накануне не спал — провожал друга в армию — и прибежал на работу с жуткого похмелья.
Спаси и сохрани, я даже мысли не допускаю, что кто-то из участников трагедии на Кировском руднике был в подобном состоянии! Просто люди что-то забывают, это нормальное их свойство, иногда надеются на авось, и это тоже типично, иногда что-то недодумано, особенно в таком сложном деле, как подземка.
В эти дни в Интернете обсуждают случившееся. Многие говорят, что людей на руднике не хватает, что планы высокие и приходится намеренно нарушать технику безопасности, чтобы заработать денег. Однако верить этому тоже нельзя — люди говорят анонимно. То есть это не свидетельства, а слухи. А в открытую опять же никто не придет и не расскажет. Может, боятся, может, что-то скрывают.
Не знаю, как организованы взрывы на руднике — я заводской электрик. Но говорить, что ты не повесил на щите плакат «не включать — работают люди!» лишь потому, что старался выполнить план… А кто-то включил, и на том конце провода пострадал человек… В практике электриков я о таком не слышал.
Двадцать лет назад по рассказам рабочих Кировского рудника я опубликовал в «Кировском рабочем» заметку — плохие бытовые условия, иногда мало платят, начальство грубит… Не помню уже всех претензий. После чего меня пригласили на собрание трудового коллектива. Зал был полным. В президиуме сидели начальники рудника и объединения. Как они меня полоскали — клевета, инсинуации, попытки подорвать работоспособность славного коллектива и тому подобное. Я сидел, слушал и не собирался выдавать свои источники. И еще мне было интересно: а что же сами рабочие? Так и промолчат? И наконец слова попросил Виктор Байшев, кажется, он был проходчиком. И с трибуны сказал, что написанное — правда и что это далеко не все, и зал загудел в одобрение. И ведь не рассорились, никого не уволили и не стали преследовать. А вскоре отремонтировали душевые, что-то еще сделали. И меня ни начальник рудника Щербаков, ни главный горняк Юров, ни специалист по технике безопасности Анкушев не объявили врагом народа, не затаили зла (хотя на собрании именно они ругали меня на чем свет стоит) и по-прежнему пропускали на рудники и давали интервью. Может, время другим было, а может — люди. Притом люди — по обе стороны стола президиума.
Что сможем, мы узнаем. Но надеяться, что узнаем много, не стоит.
Неопровержимо пока одно: погибла девочка. И это ужасно. И мне очень жаль ее, очень жаль ее родных и близких.
Игорь, а «специалист по технике безопасности Анкушев» (цитата) — тот самый? Или однофамилец?
живущий, да. но самое любопытное, он доверял мне. иногда он приезжал к нам, уже в дд, и мы публиковали его заметки с критикой администрации.
Игорь, на самом деле он очень Вам доверял и всегда говорил мне- «Игорь Дылев нормальный и честный парень»…..вот так, надеюсь он не ошибался.
макс, я тоже на это надеюсь.