“Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом…” Это начало монолога Нины Заречной из “Чайки” всегда приходит мне в голову, когда я иду смотреть на работы Ирины Ситдиковой. Потому что стихия ее творчества… нет, не рефлексия, не кружева и бледные пионы, не портреты туманных незнакомок, а строгая северная природа. Пожалуй, нет у нас больше таких художников, что не просто любуются реальностью и запечатлевают ее в пейзажах, а еще и гипетрофированно, выпукло преобразовывают ее. Так, что она хватает зрителя за сердце и впечатывается в память.
Живую природу Ирина пишет мощно и знает хорошо. Потому что она заядлый путешественник и, скажем так, фанат “северов”. Не припомню ни одного ее рассказа об отдыхе в Турции или в Сочи, а вот о путешествиях к Белому и Баренцеву морям, по Норвегии и Финляндии — множество. А какие фото делает Ирина, тут бы распечатать да на стену! Впрочем, нет. Стены оставим для работ. Для ее синих медведей, для красных рыб, для “львов, орлов и куропаток”. Впрочем, мои персональные стены украшают два лаконичных пейзажика — Ирина изобразила Апатиты такими, какими я знаю и люблю их с юности.
В субботу в библиотеке-музее имени Гладиной открылась ее персональная выставка “Земля “Тре”. Тре, или Тер, — так называли поморы наши края. И слово столь приглянулось автору, что не впервые она использует его для подборки своих работ. На этот раз Ситдикова представила ровно пятьдесят картин в смешанной технике. Выставка очень славная, яркая и какая-то кэрроловская: измененная реальность, непостижимая красота. А еще цифра связана с личной датой — недавно Ирина отметила юбилей.
В субботу поздравить ее пришли друзья и коллеги: художники, ученые, почитатели, финские друзья. Богема и интеллектуальная элита города. А еще была очень красивая и приветливая женщина — мама Иры, Клара Нуртдиновна. И от нее я узнала, что дочка хоть и родилась в Челябинской области, но северянкой стала в 14 лет, когда семья переехала в Апатиты. Ира после школы отучилась в пермском художественном училище, вернулась и начала работать художником-оформителем. Сначала в ОРСе, потом в кинотеатре “Большевик”, в “Апатитстрое”. Когда началась перестройка и все стало разваливаться — ушла в “свободное плавание”. В 1995 году влилась в ряды “Галереи “М”, в 2005-м впервые участвовала в областной художественной выставке, а в 2015-м стала членом Союза художников России.
Кроме живописи и графики, Ирина Ситдикова увлечена иллюстрированием, декоративным и прикладным творчеством. Но главное — увлечена самой жизнью и ее внутренней, неявной красотой. А потому светится она сама, сияют ее работы, и людям легко и хорошо рядом с этой изящной, нежной и открытой женщиной.