Второе дыхание у филиала может открыться благодаря коллегам — Апатитскому филиалу МГТУ. 7 июля в Мурманске прошел очередной разговор с ректором Сергеем Агарковым на эту тему, где было сказано, что развитие экономического направления на апатитской площадке — приоритетная задача для МГТУ. А база ИНЖЭКОНа — как материально-техническая, так и методическая, прекрасно для этого подойдет.
Начинали вместе
Двадцать лет работы апатитского филиала ИНЖЭКОНа, а после присоединения головного вуза к ФИНЭКу — филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета, теперь уже история. Сейчас тут — ни студентов, ни преподавателей. В коридорах филиала гуляет ветер. Реорганизация, а по сути ликвидация филиала, огорчила не только потенциальных студентов.
— Я вырос в Апатитах, работаю здесь много лет, наш филиал открывался одновременно с ИНЖЭКОНом, и я помню, как непросто было всем начинать, нарабатывать базу, — говорит директор апатитского филиала МГТУ Николай Козлов. — За годы работы филиал достиг больших успехов, он крепко стоял на ногах и пользовался популярностью у жителей Мурманской области и Карелии. Жаль, что головному вузу филиал оказался ненужным. Мы всегда были в хороших отношениях, у нас не было конкуренции.
Апатитский филиал МГТУ учит студентов геологии, химии, промышленной экологии, горному делу. Готовит как бакалавров, так и магистров. Первые полтора или два года (в зависимости от специальности) студенты учатся в Мурманске, а дальше продолжают учебу в Апатитах.
— В нашем головном вузе есть сильный экономический факультет, — говорит Николай Евгеньевич. — Но там учатся студенты в основном из Мурманска, областных ЗАТО и Кольского района. С закрытием местного ИНЖЭКОНа у жителей так называемых “южных” городов полуострова возможностей получить экономическое образование стало меньше. А ведь ИНЖЭКОН — практически единственный в области вуз, который может готовить студентов по специальности “Экономика и управление на предприятии”. И в химической, и в нефтегазовой, и в туристической отраслях. Это перспективные специальности для нашего региона!
С такими мыслями еще весной Николай Козлов отправился на встречу с ректором МГТУ. И получил поддержку.
Нужна лицензия
Идея возобновить работу филиала ИНЖЭКОНа нашла поддержку не только в МГТУ, но и в институте экономических проблем КНЦ РАН, и, конечно, у сотрудников теперь уже бывшего филиала.
— Это предложение нас очень порадовало, — говорит Елена Вербиненко, руководитель реорганизованного ИНЖЭКОНа. — Ведь у нас сложился хороший коллектив — опытные специалисты кафедр, деканатов. Очень жалко их терять. И хотя давно было известно, что набора студентов в нашем вузе этим летом уже не будет, люди продолжают звонить. Спрашивают, возобновим мы работу или нет. Ведь, кроме обучения молодежи, мы вели курсы повышения квалификации, переподготовки. Если получится сотрудничество с МГТУ, это будет здорово. МГТУ — хороший вуз, где есть и бюджетные места при поступлении, и хорошая производственная практика, и перспективы трудоустройства для выпускников.
Елена Вербиненко и Николай Козлов не раз встречались с ректором МГТУ. И, получив его поддержку, надеются, что их планы сбудутся. Филиал ИНЖЭКОНа получит вторую жизнь, а филиал МГТУ — перспективное направление развития. Осталось лишь получить лицензию на преподавание экономических дисциплин в апатитском филиале.
— Для этого потребуется время, — говорит Николай Козлов. — Поэтому набор на дневное отделение по экономическим направлениям в Апатитах мы сможем открыть не раньше будущего лета. Прием документов на очное обучение в этом году будет закрыт уже через две недели, так что мы все равно не успеем. Но, возможно, уже осенью можно будет возобновить здесь, в Апатитах, работу курсов повышения квалификации. Не исключено, что будет возможно заочное и дистанционное обучение.
Если экономическое направление откроют на базе апатитского филиала МГТУ, то студентам не придется ездить в Мурманск. Они будут проходить полный курс обучения в Апатитах. И выпускники школ будущего года могут иметь это в виду. Ведь экономическая ситуация в городе непростая, и неясно, смогут ли родители учить их далеко от дома.