Под небом и под крышей

Кризисная ситуация в городе и стране, с одной стороны, подкосила торговцев, а с другой - вернула им покупателей, которые ищут товар подешевле. Фото Елены Балабкиной.
Кризисная ситуация в городе и стране, с одной стороны, подкосила торговцев, а с другой — вернула им покупателей, которые ищут товар подешевле. Фото Елены Балабкиной.

В районе городского рынка я бываю редко. И за покупками хожу туда, самое большее, пару раз в год. Две недели назад, когда вся территория вокруг рынка превратилась в поляну искусственных цветов, я, разглядывая разноцветные букеты, оказалась свидетелем разговора. Разговаривали женщины — продавцы и пожилая покупательница. Так случилось, что я присоединилась к беседе. Ушла с рынка через два часа.

Крутись, как можешь

Помните рынок конца 90-х? Ряды палаток и столов с обувью, одеждой, кухонной утварью, шторами, коврами. Да буквально все на свете продавали и покупали на рынке. Потому что больше было негде.

— В то время рынок был престижным и богатым местом, — говорит Оксана. Ей за сорок, на рынке, как здесь говорят, стоит 20 лет. — Можно было быстро заработать бешеные деньги. Торговали и те, кто потерял работу, и те, кто бросил ее сам. А сейчас уличная торговля на рынке — это дно. Здесь по большей части остались те, у кого нет другого выхода.

Только, как говорят женщины, много лет занятые уличной торговлей, никогда эта работа не была легкой. Ни тогда, ни сейчас.

— Я ведь работала воспитателем в детском саду, — рассказывает Рита. — Потом работу потеряла, детских садов-то сколько в городе позакрывали, и мужу зарплату месяцами не платили. А у нас двое детей! Пошла торговать, чтобы на еду заработать. Стояла на рынке много лет: мороз не мороз, жара не жара. Все здоровье здесь оставила, теперь вот на инвалидности. Муж, как на пенсию вышел, мне помогает.
Пока микроавтобус был на ходу, он нас спасал. И за товаром ездили, и торговали в других городах. Теперь микроавтобус сломался, и когда наша ярмарка не работает, даже в Карелию не выехать. Надеюсь, починимся, хоть что-то сможем заработать в той же Карелии. У нас с мужем пенсии маленькие: моя — восемь тысяч, его — 12 тысяч. Кредит еще просроченный, который мы погасить не можем.

Пока мы с Ритой разговаривали, в ее палатку заглядывали покупательницы. Вообще, уличная торговля оказалась преимущественно женским занятием. Большинство продавцов — женщины, покупают тоже женщины. Товар у Риты в палатке по сезону: летние хлопковые платья, сарафаны, халаты, детская одежка. Приходят за покупками для себя, мам и бабушек в деревню. Самый большой спрос на повседневную одежду больших размеров. Не скажу, что тут, на рынке, все стоит копейки, но все равно выходит дешевле, чем в магазинах. К тому же постоянные покупатели могут расплачиваться частями — продавцы им доверяют, разрешают вещи брать для примерки домой.

С двумя дипломами — за прилавок

Это к тому, что есть такое мнение: “Кому эта уличная торговля нужна? Проще закрыть совсем!” Но за два часа можно было убедиться — покупателей немало. Вот к Карине в палатку заходит женщина, здороваются, друг друга называют по имени. Оказалось, Раиса — постоянный покупатель, уже 12 лет она покупает здесь брюки, блузки и костюмы. Только, похоже, скоро женщина останется без своего “модного дома”. Ну то есть без Карининой палатки.

— Мы с мужем приехали на Север очень давно, более 20 лет назад, — рассказывает Карина. — Дома, на Кавказе, я с двумя высшими образованиями, экономическим и торговым, после развала советской торговой системы оказалась безработной. Рынки там переполнились и товарами, и продавцами, поэтому решили с мужем уезжать на заработки. Да и, честно, стыдно было на родине на рынок выходить.
Начинали в Кировске, потом перебрались в Апатиты. Сейчас задумались: а не пора ли обратно? Если дела так пойдут, к новому году уедем. За три дня в неделю, что мы торгуем, приходится платить за место, грузчикам — за работу, за туалет (он на рынке платный, 10 рублей). В общем, за день 850 рублей минимум, за три — уже 2550. А налоги платим по полной за целый месяц. Неужели мы совсем нашему городу выгоды не приносим?

Про налоги и кредиты

Галина смотрит на меня бесконечно усталым взглядом. Такие глаза бывают у людей, которым трудно и тяжело, но жаловаться они не станут ни при каких обстоятельствах.

— В торговлю я пришла сразу после школы, и если бы Вы знали, как себя за это ругаю! А тогда, 20 лет назад, казалось — ну пока получается зарабатывать, буду торговать, а как только заработаю… Время прошло быстро, и я осталась без образования и профессии.

Галина говорит спокойно, объясняет ситуацию, которая сложилась в последние год-два:

— Когда торговлю у рынка сократили до трех дней в неделю, мне пришлось “уйти под крышу”, открыть две торговые точки в торговых комплексах, взять на работу двух продавщиц. Обе на работу оформлены официально, я плачу за них налоги (11 тысяч рублей в месяц). Плюс вмененный налог — более 40 тысяч. Чтобы было чем заплатить налоги, приходится самой выходить сюда, на ярмарку. Ну и, конечно, чтобы было чем торговать, нужно съездить за товаром, деньги на закупку взять в кредит, потратиться на билеты.

— Милая моя, да я телефон боюсь в руки брать! — рассказывает Вера. — Ведь кредит, который взяла два года назад, мне отдавать нечем, уже из банка звонят, требуют погасить долги.

Оказалось, не одна Вера в такой ситуации. Хотя кредиты у женщин далеко не миллионные.

— После того, как сделали ярмарку, — говорит Татьяна, — десятки торговцев перешли в торговые центры. Почти все они уже закрыли дело, сдали свидетельства. Товар нераспроданный гниет по гаражам. Сколько людей разорилось! Вон там, видите, пожилая женщина. Она ничего сегодня не продала, а дома — внучка-инвалид.

Закон не разрешает

Можно сказать, что женщинам нужно было искать поддержку у государства, ведь столько разговоров о поддержке малого бизнеса! Ну так они и пытались. Обращались на всех уровнях, даже президенту писали. Только все обращения возвращаются к рассмотрению в город.

— И вместо помощи мне говорят: вы же на что-то рассчитывали, когда кредит брали? — это Рита подключается снова к разговору. — Я-то, конечно, рассчитывала. Только не знала, что, вместо шести дней работы, у нас останется три. Знаем, что закон такой. Вот мы в Москву ездили, и сами видели — закрыли уличные рынки по закону, но перед этим построили новые крытые комплексы, например “Садовод”, “Люблино”. Так что людям не пришлось торговлю сворачивать, они просто ушли с улицы в помещения. А у нас в Апатитах аренда неоправданно дорогая.

Кроме трех ярмарочных дней, женщин волнует еще несколько проблем: приезжие торговцы, занимающие, по их мнению, лучшие места, ярмарки в ДК и сетевики.

— Вот смотрите, из Узбекистана, из Белоруссии, из разных областей страны едут торговать сюда. Они за место заплатили, поторговали и уехали. Никаких налогов в нашем городе не платят. Только не обвиняйте нас в национализме, мы тут сами и русские, и цыгане, и украинцы, и азербайджанцы, на национальность давно не смотрим.
Говорят, наши палатки мешают покупателям “Евророса” и внешний облик города портят. А разве не портят его те же сетевики, которые фасады зданий превращают во что-то уродливо серое?

Вот так два часа мы разговаривали. Понятно, что законы, которые принимают на благо, иногда приносят неожиданный результат. Но эти женщины и все местные торговцы — они ведь такие же жители города, налогоплательщики.
Недавно на сайте администрации появилось объявление о поддержке малого и среднего бизнеса. А вдруг таким образом они смогут получить помощь?

— Эти предложения для тех, кто организует что-то новое, оригинальное, например собственное производство или интернет-магазин, составляет и защищает собственный бизнес-план, — отвечает на мой вопрос Альбина Учаева, руководитель сектора развития предпринимательства отдела экономического развития администрации города. — Что касается работы рыночных площадок, то пока никаких изменений в ней не предвидится. Конечно, нам бы очень хотелось облагородить территорию и сделать рынок современным, удобным. Мы пытаемся, но это непросто. Надо отдать должное директору рынка Владимиру Алексеевичу Рассказову, который справляется с этой очень сложной и специфической работой, с организацией ярмарок.

По словам Альбины Валентиновны, обращений торговцев в отдел примерно столько же, сколько и жалоб от жителей соседних с рынком домов. Тем не менее крытый рынок, места для местных огородников и торговые площадки продолжают работать. Режим работы последних останется ярмарочным. Таков закон. И по закону же, только другому, о конкуренции, невозможно отказать приезжим торговцам.
Что касается торговых ярмарок во Дворце культуры, то, как сказала Альбина Учаева, они совершенно законны, ДК имеет право их проводить.

Три дня и веранда

Директор рынка Владимир Рассказов на мои вопросы ответил примерно так же: в настоящее время изменить что-то невозможно.

— Я бы с удовольствием увеличил количество рабочих дней, — говорит Владимир Алексеевич. — 12 лет работаю на рынке и могу сделать небольшой анализ ситуации. Раньше приезжали иногородние, от Ярославля до Ставрополя, иногда даже с Дальнего Востока, торговали всю неделю. Теперь ради трех дней, особенно зимой, приезжать невыгодно. Представьте, привозит человек мед из Краснодара, чтобы продать его на ярмарке. Зима, три дня идет снег, буран. Конечно, он на улице ничего не продаст. В следующий раз и не поедет. Уже сейчас иногородних продавцов стало заметно меньше.

Что касается деревянной веранды с бесплатными местами для местных огородников, которую, по слухам, собирались сносить, Владимир Алексеевич ответил вот что:

— Местных огородников никто никуда выгонять не собирается. Веранду мы реконструируем в течение лета. Давно надо было привести ее в порядок! Но огородникам нашим, бабушкам и дедушкам, которые уже что-то посадили на своих огородах и планируют продавать урожай, их любимый “клуб по интересам” за прилавком оставим.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Под небом и под крышей”

  1. «У нас с мужем пенсии маленькие: моя — восемь тысяч, его — 12 тысяч.»
    на такие деньги молодые семьи живут.
    сейчас период пошел вновь, что все обнищали, но это уже полная наглость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *