“Артек” вернулся!

Ребята привезли с собой из “Артека” не только впечатления, но и “артековскую” форму. Фото Елены Балабкиной.
Ребята привезли с собой из “Артека” не только впечатления, но и “артековскую” форму. Фото Елены Балабкиной.

Мечта всех пионеров Советского Союза — летний лагерь отдыха “Артек”, как и весь Крымский полуостров, более года назад вновь стал российским. Или, точнее, всероссийским. 27 апреля стартовала первая “артековская” смена.

Cоветская мечта

Нам, пионерам начала 80-х годов, об “Артеке” ничего рассказывать не нужно. Лучший пионерский лагерь страны, мечта детей Советского Союза. Попасть в “Артек” можно было только одним способом: быть самым лучшим в учебе, спорте, пионерской работе, помогать колхозам собирать хлопок или пшеницу.

На моей памяти из всех учеников апатитской школы №2, которые учились с 1980 по 1988 год (учтите, тогда в параллели было минимум пять классов, а в каждом классе — 40 учеников), в “Артеке” побывала только Лена Быстрова — председатель пионерской дружины школы. Мы слушали ее, рассматривали фотографии и тихо завидовали — для нас, обычных середнячков в учебе и совсем не активисток, “Артек” был все равно что Голливуд. Недостижимым.

Пионерский, а потом детский лагерь летнего отдыха, которому в июне исполнится 90 лет, более двадцати из них принадлежал Украине. И вот в этом году в “Артек” впервые приехали школьники из всех областей России.

Приняли предложение

Как и почему именно ребята из Апатитов первыми в области отправились туда? Об этом рассказывает Оксана Воронина, заместитель директора Дома детского творчества:

— В октябре в ДДТ получили письмо из областного министерства образования и науки. Нам предложили подать заявку на путевки в “Артек”, сообщили, что смена будет тематической — “История нашей Победы”, и поехать в лагерь смогут ребята из военно-патриотических клубов и объединений. Для ДДТ этот вариант подошел, ведь в нашем Доме творчества есть военно-патриотическое объединение, им руководит Алмаз Биктимеров.

Потом мы узнали, что в рамках смены пройдет литературный конкурс “Живая классика”, поэтому включили в заявку еще и победителей городского конкурса чтецов. Всего в заявку попали 24 школьника. Но нам выделили всего 12 путевок. Потом оказалось, что “Живую классику” перенесли на другие сроки, но состав нашей делегации уже определился.

Оксана Владимировна рассказала, что в “Артек” сейчас, как и в советские времена, просто так не попадешь. На каждого ребенка попросили выслать портфолио — грамоты за победы в олимпиадах, участие в соревнованиях, документы о спортивных званиях и разрядах.

— В администрации “Артека” нам сказали, что платные путевки есть, но их всего пять процентов. И стоят 60 тысяч рублей, плюс дорога. Все ребята, с которыми я ездила сопровождающей, их получили бесплатно.

Про шлюпки и походы

12 школьников в белых рубашках с символикой “Артека” и красных галстуках сидят передо мной. Им от 12 до 16 лет, и об “Артеке” они мало что знали.

— Об “Артеке” я не слышал раньше, поэтому даже не знал, чего ждать от этой поездки, — сказал Сергей Кулачинский, десятиклассник из школы №14. — Но остался доволен.

Больше всего запомнился праздник 9 Мая — к нам в лагерь пришли ветераны войны. От нашего отряда группа из четырех парней возлагала венок к памятнику. А еще повезло, что попал именно в “Морской отряд” — мы изучали такелаж, устройство шлюпки, семафор, ходили по морю.

Для Дмитрия Зорина, девятиклассника гимназии №1, самым запоминающимся событием стал поход на вершину горы Аюдаг:

— Когда мы начали подъем, вокруг был туман. А когда оказались выше тумана, перед нами открылся потрясающий вид. Такое чувство, что ты стоишь над землей на высоте километров в восемь. Незабываемо!

Я тоже был в “Морском отряде”, все занятия мне понравились. Но кое-чего и не хватило. Я привык тренироваться каждый день, а на территории не было спортзала и нормальных тренажеров. И занятия в школе показались немного несерьезными. А у меня экзамены впереди.

Да-да, те ребята, которые отдыхают в “Артеке” во время школьных занятий, ходят в местную школу.

— Школа работает в очень красивом здании, — добавляет Оксана Воронина, — дети прозвали ее “Хоггвардсом”. Здание и правда похоже на школу волшебников из фильма про Гарри Поттера.

— Зато у нас были просто сказочные вожатые! — продолжает Дмитрий. — И совершенно замечательные ребята. Я по своим апатитским друзьям никогда так не скучал, как по тем ребятам, с кем подружился в “Артеке”. У меня теперь есть друзья в Сибири, на Дальнем Востоке, в Удмуртии и Бурятии.

Про архивы и астрономию

Роман Воронин, шестиклассник из гимназии, сказал, что сначала, когда они ночью приехали в “Артек”, приуныл — оказался один из апатитских в отряде. Но утром от уныния не осталось и следа — быстро со всеми перезнакомился.

— У нас был самый дружный в лагере отряд, даже вожатые об этом говорили! Отличные были вожатые, помогали нам к конкурсам готовиться. Еще я очень хотел попасть в кружок экскурсоводов, ведь на презентации сказали, что можно будет работать в архиве “Артека”. По закону подлости единственная свободная вакансия в кружок оказалась занята. Но мне удалось уговорить вожатых, и я туда попал!

Я работал над экскурсией к Шаляпинской скале, которая входила во владения графини Соловьевой. В документах архива потом прочитал, что Шаляпин заплатил за скалу 10 тысяч серебром. Знаете, сколько это на современные рубли? 400 миллионов!

Рита Исаева, она тоже учится в шестом классе гимназии, осталась в восторге от астрономического кружка. Она прочитала мне целую лекцию по астрономии. Этой наукой девочка увлекается с раннего детства.

— Вообще-то, “Артек” для меня начался с изолятора, я пролежала там целую неделю. Поэтому в отряд попала, когда все уже сдружились. Но я тоже нашла себе друзей.
Очень понравился лагерь! Я знала о нем раньше, но не думала, что у него такая богатая история, полная легенд.

И еще сбылась моя мечта — посмотреть на звезды и планеты в телескоп. Я привезла с собой фотографии Сатурна и Юпитера, которые мы делали в кружке. И еще нас познакомили с компьютерной астрономической программой, я постараюсь на свой компьютер такую же установить.

Про дружбу

— Я опасалась, что у меня не сложатся отношения с ребятами в отряде, — говорит Настя Сусь, семиклассница из школы №4. — Но все были очень дружелюбные, вожатые у нас были отличные. Я ходила на занятия в изостудию, ведь в Апатитах занимаюсь в художественной школе. В “Артеке” меня научили расписывать камни, я даже привезла их домой.

С удивлением узнала, что во время войны в “Артеке” была смена продолжительностью четыре года. Дети приехали в лагерь 20 июня 1941 года, а возвращаться им уже было некуда. Кто-то ушел из лагеря на войну, оставшиеся жили там, шили одежду, готовили еду…

Для Любавы Ефимовой, семиклассницы из школы №15, “Артек” стал первым детским лагерем в жизни.

— В конце смены мы все стали одной семьей. Когда расставались — рыдали. Было много интересного, но больше всего я оценила отношения и дружбу. Мои “артековские” друзья многому меня научили. В том числе и играм, которым я теперь учу одноклассников.

Катя Зорина, ученица седьмого класса гимназии, говорит, что больше всего в “Артеке” ей понравились природа и ребята из отряда.

— Мне каждый день не хватает новых друзей, мы постоянно общаемся в скайпе, пишем электронные письма вожатым и друг другу.

— Я взрослый человек, — добавляет Оксана Воронина, — но в детстве часто бывала в лагерях отдыха, есть с чем сравнить. Вместе с детьми в “Артеке” я ходила на все выступления, конкурсы. Некоторые были такими эмоциональными, что вот прямо до слез. И очень здорово, что они поняли, какой может быть дружба…

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *