Чаще всего детей приводят на экскурсию в следственный изолятор, так сказать, в воспитательных целях. Школьников берут “трудных” и показывают им суровые условия жизни вне свободы. Экскурсия, которую провели здесь во вторник, получилась совершенно другой.
Тревога игру отменяет
Первое отличие этой поездки в том, что дети в этот раз были курсантами военно-патриотического клуба “Полярные волки”. Во-вторых, пугать их никто не собирался, да и с некоторых пор это сделать невозможно — экскурсионные посещения СИЗО вовсе отменили. Но нынче школьников пригласили, чтобы рассказать о кинологической службе СИЗО-2 и показать, что умеют четвероногие “сотрудники”.
…Сэм — двухлетняя немецкая овчарка, его хозяин — кинолог-инструктор Андрей Высоцкий. Собака всем своим видом просила с ней поиграть и бегала за ледышкой, которую кидал ей хозяин. Казалось бы, обычный молодой, игривый и очень доброжелательный пес. Но как только на территории СИЗО зазвучала сирена (это была учебная тревога), Сэм встал в стойку и внимательно посмотрел на ворота. Служба у него такая: Сэм — патрульно-разыскная собака. Тут приехали школьники, и мы пошли к вольерам, где живет большая часть собак — работников СИЗО.
Всего в штате изолятора 19 собак, в основном это овчарки: восточноевропейские, немецкие, кавказские, есть и среднеазиатская. Также работает здесь русский спаниель Рокки. Он один из лучших псов в области, натасканный на обнаружение наркотических веществ. В СИЗО главная задача Рокки — обнаружить запрещенные вещества в посылках и передачках.
— Наши собаки делятся на караульных, разыскных и патрульно-разыскных, — рассказывает Дмитрий Ланец, старший инструктор-кинолог СИЗО-2. — Все регулярно тренируются — девять раз в месяц. На службе собаки получают питание, витамины, проходят осмотр ветеринара. Средний срок службы десять лет, но все зависит от состояния здоровья и рабочих качеств собаки.
Служат отказники
По словам Дмитрия Николаевича, на службу собаки попадают разными путями: щенков передают из других учреждений исполнения наказаний, либо кинолог сам покупает собаку.
— Но большинство наших питомцев — это отказники, — продолжает Дмитрий Ланец. — То есть собаки, которых приносят хозяева. Объясняют, что не справляются с воспитанием, нет возможности содержать или что не думали раньше, как это сложно — иметь и воспитывать собаку.
— И ни разу никто не вернулся, чтобы забрать щенка обратно?
— Один случай был: спустя неделю хозяин пришел за щенком, говорил, дети плачут, просят привезти его обратно. Тогда мы отдали собаку, но теперь берем с хозяев расписки. Ведь новый хозяин и щенок быстро привыкают друг к другу.
Когда собака уже не может работать, ее оставляют в СИЗО — просто жить.
Пока мы разговаривали с Дмитрием Николаевичем, служебные собаки показывали школьникам свои умения. Кинологи устроили для ребят показательную тренировку: собаки демонстрировали обычный курс послушания, причем выполняли не только голосовые команды, но и те, что инструктор давал рукой. Искали и находили по запаху палочку, а потом отправились на “задержание”. Конечно, оно тоже было тренировочное — “задерживали” переодетого и подготовленного сотрудника СИЗО.
После экскурсии некоторые школьники-курсанты захотели завести овчарку. Но кинологи сразу предупредили: чтобы собака стала умной и послушной, ее придется воспитывать всерьез.