Хамство и невежество всегда были частью нашей национальной, самобытной культуры. Частью неприглядной, дикой для иностранцев, но такой родной для нас самих. С хамством мы сроднились настолько, что вряд ли сможем с ним расстаться по доброй воле. Поэтому оно нас преследует повсюду — в магазинах, в больнице, на улице. Его можно встретить где угодно. Но особенно в сфере услуг. Почему? Загадка!
Один человек мне как-то сказал:
“Думаешь, мы интересны этим финнам? Нет, конечно. Им интересно, что мы деньги к ним привозим. Они просто воспитанные и цивилизованные люди. Улыбаются, стараются угодить, чтобы ты к ним еще раз приехал”.
А что же у нас? Вот вам пример. Компания у нас немаленькая — четыре семьи. Давно не виделись. Долго думали, где встретиться. Дома сидеть надоело, Финляндия нынче дорогая. Решили забронировать домик эконом-класса на какой-нибудь местной базе. Выбор остановили на “Лесной”. Слышали о ней много хорошего: территория чистая, охраняемая, озеро рядом.
Приехали, посмотрели. В общем, заказали домик заранее на две ночи. Накупили продуктов, загрузили в машины шампуры-коптилку-лыжи, реквизит для конкурсов (все происходило накануне мужского праздника) и лото, чтобы было нескучно вечер коротать. В общем, собрались. Сели в четыре машины и с прекрасным настроением в назначенный день прикатили к “Лесной”. Взяли деньги — 10 тысяч рублей за домик — и пошли на “ресепшн”.
Никто нам, конечно, не улыбался. Сказали лишь, что домик рядом и… что ключа от него нет. На вопрос, как мы, вдевятером будем спать с открытой дверью, ответили: “Не хотите — не селитесь”.
Как вам такое гостеприимство? Мы, конечно, попытались выяснить, где ключ и можно ли как-то решить проблему. В ответ нам объяснили, что до нас здесь отдыхала какая-то компания, которая то ли ключи потеряла, то ли замок сломала. Мы предложили работникам базы сгонять в город, купить новый замок и врезать его, пока мы располагаемся в домике. Но никто никуда не поехал.
Зато к нам вышла девушка и предложила сдать ей на хранение ценные вещи. Но только до полуночи, потому как после ее рабочий день заканчивается. Мы, конечно, были благодарны хотя бы за какое-то участие, но проблему оно не решало. Людей на базе в выходные дни было много. И хотя наша компания еще не потеряла веру в человечество, спать две ночи с открытой дверью мы не были готовы: а вдруг кто посторонний зайдет? Золотых слитков, конечно, мы с собой не брали, но, согласитесь, лишиться тех же лыж тоже было бы обидно.
Пока мы выясняли отношения с девушкой, в частности спрашивали, нельзя ли в качестве компенсации сделать скидку за аренду бани, куда мы также планировали пойти, на горизонте снова появились мужчины. Они с суровыми лицами проследовали к нашему домику. Пообещали посмотреть замок.
Скидку, конечно, нам никто не сделал. Извинений за причиненные неудобства мы тоже не услышали. Но зато у нас появилась надежда. Пока плотник рассматривал дверной замок, мы начали заносить в домик вещи. Все разбрелись по углам, и тут раздался истерический смех Иры. Не успела она взяться за ручку “своей” комнаты, как та с грохотом отвалилась. Пришлось просить плотника проследовать в домик и показать ему, что и внутри не все в порядке.
К тому моменту, как предпраздничное настроение начало к нам возвращаться, плотник сказал, что дверь починить невозможно. Но уезжать мы не стали. И на лыжах покатались, и в баню сходили за полную стоимость (баня хоть и без душа, но хорошая). Но после того, как уже поздно вечером к нам в дом совершенно беспрепятственно зашел какой-то молодой человек и спросил про неких девушек, мы решили, что дверь на ночь закроем любым способом. Выбор упал на швабру. Хорошо, что она там была.
Дом эконом-класса, конечно, имеет свои особенности: туалет на улице, горячей воды нет, телевизора и Интернета — тоже. За минимум мы и платили. Но при этом не рассчитывали иметь “довесок” в виде сломанного дверного замка, дырок в стенах и липкого пола.
Несмотря на то, что отдохнули мы хорошо, вернуться на эту базу снова мы вряд ли решимся. Подождем, когда экономический кризис утихнет, и лучше снова махнем в Финляндию. Там мы вряд ли услышим:
“Не хотите — не селитесь”.
И как, скажите, с такой сервисной хромотой мы будем в Апатитах туризм развивать?
Место гиблое! Ничего не меняется. Ровным счетом ничего. В недалеком прошлом, когда путевки на посещение этого чудного места выдавались работникам на предприятии, на вопрос отдыхающих «когда можно посетить банный комплекс, дабы отдохнуть душой и телом», тетенька администратор отвечала «Вам, сударь, какая печаль? Я не знаю, что вам обещали в профкоме, но Вы – грязь, чернь, народ точно в нашу прекрасную баню не попадете, так как все расписано исключительно для уважаемых людей. И можете никому не звонить, так как я есмь царь, а генеральный директор для меня ваще никто и звать его никак… Ну это ладно. Тогда этот ушат хамства все получали за уплаченные профсоюзные взносы, а сейчас значит обливают грязью за наличный расчет. Забавно. Эдакий экзотически-мазохистический отдых. Я надеюсь Вы, Ольга, не поленились оставите свой отзыв на Booking.com. Страна должна знать своих героев.
А с бредовыми идеями развития туризма пора уже заканчивать и все усилия направить на первые два пункта из первоочередных задач, начертанных на настенной доске в кабинете главы города. Уж что, что, а памятник с крематорием точно «выведут как экономику, так и жизнь города на иной, более совершенный уровень»…. Аминь…