Навстречу льдам

Вид на центр Хельсинки с палубы ледокола “Urho”.
Вид на центр Хельсинки с палубы ледокола “Urho”.

Северная страна, имеющая выход к морю и к огромному заливу, не могла не стать флагманом арктической морской индустрии. На то есть и исторические, и экономические причины. Любая лодка — от рыбацкой, доставшейся от деда, до гигантского ледокола — гордость каждого финна.


На плаву

Корабли украшают Хельсинки. Их мачты видно, кажется, отовсюду. Спокойный и уютный город будто бы дышит морем. О том, как море буквально вмешивается в жизнь людей, рассказал нам Маркку Тухканен, директор по коммуникациям компании “Arctia Shipping”.
Это удивительно, но ледоколы компании стоят у причала в центре Хельсинки, в одном из самых фешенебельных районов города, на улице Laivastokatu. Ледоколы-то тут, а вот административный офис был на окраине города.

— Суда нашей компании всегда стояли здесь, — говорит Маркку Тухканен, — а переезд управления поближе к судам составил большую проблему — помещение в таком районе просто не найти! Перевести ледоколы за город, ближе к офису? Этой идеей мы поделились с жителями района, но они оказались против — люди привыкли видеть корабли из окон своих квартир, этот вид для них стал одним из символов Хельсинки.

Что же делать? Мы задумались и поняли: если нам строят суда, то почему мы не можем заказать офисное здание на воде? Так у причала появилось стеклянное здание на понтонах. Работать в нем весьма приятно, а то, что покачивает… Так мы же морская компания!

“Arctia shipping” — государственное пароходство, предоставляет ледокольные услуги, осуществляет международные фрахтовые операции, борется с разливами нефти, планирует маршруты и управляет движением судов. В состав дизельного ледокольного флота “Arctia” входят два мощных многоцелевых судна, ледокол-нефтесборщик и четыре ледокола.
Многоцелевые ледоколы — “Fennica” и “Nordica” — работают в тяжелых ледовых условиях и выполняют сложные задачи как на нефтегазовых месторождениях, так и в экспедициях по всему миру. Они способны обеспечивать безопасность бурения нефти в Арктике, оттеснив дрейфующие массы льда от места добычи.

Ледокол-нефтесборщик “Kontio” оснащен двумя раздельными системами сбора и цистернами для собранной нефти, вместимостью более двух тысяч кубометров. “Kontio” — дежурное судно-нефтесборщик европейского агентства по морской безопасности в северных частях Балтийского моря.

Ледоколы “Vioma”, “Sisu”, “Urho” и “Otso” ежегодно выполняют тысячи вспомогательных операций по проводке и буксировке судов, в том числе в Ботническом заливе, обеспечивая бесперебойное зимнее судоходство Финляндии. Эти ледоколы также могут участвовать в операциях управления льдами и в ликвидации разливов нефти.

Сотрудники компании рассказали нам, что площадь ледяного покрова и общие ледовые условия на Балтийском море варьируются из года в год. Но стране всегда необходимо регулярное и надежное мореходство. Ледоколы компании “Arctia” работают вдоль морских берегов Финляндии и других стран, обеспечивая морские сообщения для коммерческих целей. Объем ледокольных работ может быть от 500 до 1100 рабочих дней.

Понтонный офис компании “Arctia Shipping”.  Здесь сотрудников за столами слегка покачивает прибой...
Понтонный офис компании “Arctia Shipping”. Здесь сотрудников за столами слегка покачивает прибой…

В честь товарища Урхо…

Господин Тухканен провел для нас экскурсию на “Urho” — первое судно этого класса ледоколов, построенное в Хельсинки. Он имеет внушительные размеры (длина 104,6 м, ширина 23,8 м) и оборудован двумя носовыми и двумя кормовыми гребными винтами. Эффективную мощность — 22 тысячи лошадиных сил — обеспечивает дизель-электрическая установка.
Этот ледокол назвали в честь Урхо Калева Кекконена, восьмого президента Финляндии, а изображение судна красовалось на монетке в пять марок с 1979 по 1993 год.

Церемония спуска на воду проходила 5 марта 1975 года, и, как рассказал Маркку Техконен, “Urho” стал как бы PR-кораблем для высших государственных руководителей. Судно имеет две сауны, бассейн, тренажерный зал и библиотеку, а интерьер судна украшен картинами известных финских художников. Здесь проходили приемы, отмечали государственные праздники, бывали даже показы мод.
Для комфорта гостей и экипажа все “жилые” помещения находятся выше палубы, подальше от моторного отсека, а не ниже, как на традиционных ледоколах. Это помогает заглушить шум двигателя и льда.

Но, невзирая на такую, во многом светскую историю, “Urho” не стоит на приколе, а продолжает свою ежегодную зимнюю работу — колет лед, водит суда.

Господин Суоянен, директор ледокольной компании  “Aker Arctik”, рассказывает о проектах и идеях.
Господин Суоянен, директор ледокольной компании “Aker Arctik”, рассказывает о проектах и идеях.

Может даже поперек

В Хельсинки есть еще одно “ледовое” сокровище — компания “Aker Arctic”. В ней работают 46 инженеров и девять клерков. Компания… придумывает ледоколы!
“Почему именно Финляндия строит ледоколы?” — спросили мы Реко-Антти Суоянена, исполнительного директора компании.

— Этому есть историческое объяснение, — ответил он. — Много веков для торговли финны использовали морские пути. При этом все морские порты у нас замерзают. А судостроение в нашей стране было всегда и довольно качественное.

С 50-х годов XX века мы разрабатываем ледоколы для морской логистики. Сегодня около 60 процентов всех ледоколов в мире спроектированы и построены в Финляндии, не считая тех, что спроектированы в Финляндии, а построены где-то еще.

Кроме ледоколов, компания “Aker Arctik” — автор множества научно-исследовательских судов для Арктики и Антарктики, внушительного количество грузовых судов и сооружений. Технология моделирования льда, разработанная компанией, да и сам специальный лед, используют в разных НИИ как в Финляндии, так и в России.

Мало того, компания “Aker Arctic” обладает единственным в мире частным ледовым опытным бассейном. В нем тестируют ледоколы и другие суда, а также сооружения для добычи газа и нефти в арктических условиях. Первый ледовый тренажер-стимулятор установлен в судоходном училище города Турку.

— Сегодня спектр разработок расширился, объемы компании растут, — рассказывает Рекко-Антти Суоянен. — Основные заказчики — нефтяные, горнодобывающие предприятия, судоходства, верфи.

Последняя разработка, гордость копании — асимметричное судно, которое может двигаться поперечно и колоть лед. Его разрабатывали 20 лет и в 2014 году впервые построили. Поперечный ледокол может двигаться боком и делать проход такой ширины, что раньше удавалась лишь двум обычным ледоколам, идущим бок о бок. Это делает работу экономичнее, и такой ледокол может собирать нефть с морской поверхности даже в зимних условиях.

Сейчас рассматривается идея ледокола-тримарана. В стендовых испытаниях он хорошо себя проявил. Мы первыми в мире разработали ледоколы для перевозки тяжелых грузов для международной транспортной компании “Red Fox”. Для “Ямала СПГ” нужны мощные суда, которые могут работать сами, без сопровождения. Создаем  также ледоколы для мелководных условий, в том числе для речных перевозок.

Все наши суда дизель-электрические, но мы строим первый в мире ледокол, который будет работать на сжиженном природном газе, с меньшим количеством сернистых выбросов. Такая новинка нужна на Балтике, где с 2015 года начнет действовать полный запрет для судов с сернистыми выбросами. Разрабатываем и ледоколы с двумя двигателями — дизельным и на СПГ.
Невзирая на давнее и тесное сотрудничество с Россией, мы косвенно ощущаем влияние санкций. Некоторые проекты затягиваются в связи с усложнением получения инвестиций. Но в общем на ледоколы санкции не распространяются.

Россия — крупнейшая страна с замерзающими морскими акваториями, для нас она — самый выигрышный рынок и надежный партнер. Все наши проекты очень долгосрочные, и хочется верить, что санкции — явление временное.

Подробнее узнать о работе ледовых компаний Финляндии можно на сайтах www.arctia.fi и www.akerarctic.fi

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *