“Город забит туристами под завязку”, — сообщил таксист.
“Ну и хорошо, — ответила ему я. — Мы же стремимся стать крупным туристическим курортом!” Но, как оказалось на деле, мечты и реальность — пока две большие разницы.
Там дорого
Возможно, все действительно сложилось к концу 2014 года в единый пазл. Во-первых, курс валюты отмел планы многих любителей горных лыж на поездки в Финляндию или Альпы. А у нас достроили и открыли новую гондольную дорогу на северном склоне Айкуайвенчорра.
Активнее заработал местный аэропорт, рейсов стало больше. Вот и решили туристы рвануть в Хибины!
Говорят, жилье кое-кто бронировал у городских риелторов и в гостиницах еще с начала осени. К слову, цены на съем квартир на новогодние дни выросли в разы. Меньше чем за 800-1000 рублей с человека крышу над головой найти было просто невозможно.
А многие рачительные кировчане сдавали квартиры полностью, по цене, вполне сравнимой с арендой финского коттеджа. Естественно, в большинстве гостиниц стоимость была еще выше.
И все же этот факт не повлиял на желание приезжих прокатиться с хибинских склонов, причем многие рванули сюда на собственных машинах.
Вот тут, видимо, и начались проблемы. Кировск и так переполнен частным транспортом — местным жителям припарковаться зимой бывает сложно. А представьте, что творилось в эти дни во дворах некоторых микрорайонов, близких к горе! Например, на улице Олимпийской? Отправившись с друзьями 4 января на северный склон, я была поражена количеством транспорта с “чужими” номерами, который стоял вдоль всей дороги от склона и почти до поворота на основную магистраль города. Причем никто не позаботился почистить и подсыпать крутой подъем, ведущий непосредственно к подъемникам, большинство машин буксовали, а люди с лыжами и досками проходили, опасно прижимаясь к обочине.
Загранице отбой
У всех подъемников северного склона Айкуайвенчорра в те дни был аншлаг. Самая длинная очередь образовалась в билетные кассы нового комплекса “Большого Вудъявра”. Что понятно — подняться наверх в современной, комфортной кабине гондольной дороги гораздо приятнее, чем на старом, кресельном подъемнике, работающем неподалеку. Хотя, несмотря на мороз и ветер, были и там желающие. Возможно, в тот день народа было так много еще и потому, что погода не позволила включить подъемники противоположного, южного склона.
Отмечу, что настроение в целом у большинства туристов мне показалось позитивным — отдыхать же приехали! — поэтому никто в очереди особо не роптал. В отстроенном большом доме комплекса работали прокат и детская комната, можно было погреться в помещении для отдыха и сходить в туалет.
— Да, очереди были, поскольку количество туристов зашкаливало, — говорит Дмитрий Сидорович, директор РЦ “Большой Вудъявр”. — У нас работали четыре кассы, но все равно людей оказалось очень много. Кроме того, мы ввели систему пополнения ски-пассов деньгами через мобильный банк — кто-то воспользовался этим, другие не захотели.
Подобная ситуация с огромным количеством туристов сложилась в те дни и на других горнолыжных курортах страны. Мне звонили знакомые из Красной Поляны. Оказывается, у них с 1 по 7 января также были очереди. Россияне предпочли, вероятно, не уезжать нынче за границу.
— Скажите, а есть ли стоянка для автомобилей на территории северной части “Большого Вудъявра” на Олимпийской? Почему транспорт стоял у обочин дороги?
— Естественно, стоянка есть, и очень большая — полтора километра в длину и два в ширину. Она расположена ниже сервисного центра и была расчищена. Однако некоторые предпочли оставить свои машины у дороги, возможно, приезжие не знали, что место для парковки существует.
— Планируете ли вы открыть кафе?
— В большом, сервисном доме его не будет. На втором этаже мы обустроим судейские помещения для соревнований. Но в будущем построят отдельное здание для кафе.
По мнению Дмитрия Юрьевича, для комплекса “Большой Вудъявр” новогодняя ситуация в любом случае имеет плюсы:
— Не все прошло так гладко, как хотелось бы, и мы не были готовы к такому потоку туристов. С другой стороны, стало понятно, что людей в ближайшие годы станет приезжать больше, чем прежде.
Опыт показал, что современная гондольная дорога, имея высокую пропускную способность, справляется с серьезным наплывом лыжников. А вот бугельные подъемники на южном склоне, к сожалению, менее оперативны. Есть понимание, над чем работать и в каком направлении развиваться.
Сколько?
Думаю, что подсчитать точное количество приезжих, посетивших наш город в новогодние каникулы, не сможет никто. Ведь неизвестно, сколько туристов жили в частном секторе. Процесс этот пока неконтролируемый и самопроизвольный, а значит, не подлежит учету. Известно только, что все питейные заведения Кировска работали на полную катушку, а на полках магазинов вечером было не найти хлеба и других продуктов…
Наверное, у каждого гостя остались свои, личные впечатления от поездки на Север — кому-то понравилось, кто-то имеет претензии. Но совершенно точно — наши горы по-прежнему остаются привлекательными для тысяч людей, а значит, понадобится еще очень многое сделать, чтобы отдых в Хибинах стал действительно незабываемым.
Жанна, добрый день!
В Вашей статье упоминается о возможности пополнения ски-пассов деньгами через мобильный банк — а где этой услугой можно воспользоваться? На сайте Большого Вудъявра ссылка «оплата ski-pass» не работает.
И, может быть, вы, как журналист, сможете узнать ответ на вопрос: почему в этом сезоне нет возможности оплаты разовых подъемов, а только часовые абонементы. На том же сайте в гостевой книге ответ получить не удалось, есть аналогичный вопрос, но ответ на него «в этом сезоне одноразовых подъемов не предусмотрено». А почему, хотелось бы знать. Ну, конечно, сточки зрения владельца склона-понятно. Конечно, для него это выгодно, что я приеду, возьму как минимум 2-х часовой абонемент, но смогу ли я прокатиться раз 5 — это уже мои проблемы. А по факту получается:
1) стояние в очереди, иногда до 30 минут;
2) Внезапное изменение погоды (не редкость) — приехал, взял абонемент на день-а погода через 2 часа изменилась-и все, денежки тю-тю 🙁
3) я предпочитаю кататься не спеша, с остановками, прогулками по склону, и чаепитиями. Порой приезжаем на склон не для того, чтоб непрерывно кататься, а для общения с друзьями и просто отдохнуть, ну пару раз прокатиться. Часто приезжали на часок после работы. А теперь уже подумаешь — ехать или нет…
4) если ты-новичок, то вообще за два часа больше двух раз не прокатишься , особенно на доске.
В общем, ооочень большущий минус для нас, потребителей данных услуг.
Спрашивала многочисленных товарищей по этому увлечению- никто не высказался «за» отмену одноразовых подъемов.
Поэтому буду очень признательна хотя бы получить ответ- все-таки, почему??? В идеале-верните нам одноразовые подъемы!!
светлана, таких подробностей я не знаю, но если смогу, то напишу дополнительно