Есть у меня знакомая, назовем ее Лера, которая на вопрос “Сколько времени вы с сыном делаете домашние задания?” отвечает: “Все свободное время после уроков и еще утром перед уроками”. Она скорее исключение из правил, ведь ее ребенок учится уже в среднем звене. А вот родителям учеников начальной школы частенько приходится проводить вечера за письмом, чтением и математикой и готовить доклады по “Окружающему миру”.
Сделай сам
Те, кто учился в школе лет тридцать назад, вспоминают: за домашние задания с родителями садились крайне редко. Родители были заняты своей работой, выполняли планы очередной пятилетки, стояли в очередях, участвовали в общественной жизни предприятий. Поэтому вечером просто отправляли школьников за учебники со словами: “Иди делать уроки”.
Класса до третьего еще проверяли тетради и дневники, а дальше дети как-то сами справлялись. Взрослые были уверены, что школа сама и научит, и воспитает, а если у ребенка что-то не получается, то есть дополнительные занятия. Педагоги же умудрялись при огромных, по 40 человек, классах работать и с теми, кто учиться любил, и с теми, кто еле тянул на троечку. Как ни странно, но индивидуальный подход, который провозгласили в середине 90-х, реально существовал значительно раньше. Не было ЕГЭ, подготовка к которому сейчас начинается с первого класса, не было обучающих программ, развивающих особые качества в учениках, профильных классов и “детей седьмого типа”.
Про двойки и пятерки
Сейчас все по-другому. Программы усложняются, требования растут, на дом задают все больше, при этом и врачи, и педагоги все чаще сталкиваются не только с гиперактивностью, но и с нарушениями письма, фонематического слуха и прочими неврологическими проблемами, которые 30 лет назад не были известны.
Кстати, Лера трудности в учебе сына объясняет как раз этими причинами. И старается помочь ему изо всех сил. То, что ребенок не успевает усвоить в школе, она вкладывает в него дома с помощью видеоуроков и познавательных роликов из Интернета. Однако мальчик часто получает “неуды”, потому что не успевает выполнять работу в классе, а пишет на уроках неграмотно — путает гласные, пропускает мягкий и твердый знаки. При этом наизусть знает все правила.
С одной стороны, мама и не гонится за пятерками, с другой же, несколько подряд полученных двоек за задания, которые они выполнили вместе с ребенком, отбивает желание стараться дальше у них обоих.
Есть совершенно другие примеры. Например, Наталье хватило терпения ровно на неделю. И больше с дочкой домашние задания она не делала. На помощь пришел муж, оказавшийся гораздо более терпеливым. Другое дело, что муж, с его талантом к математике, мало чем помогал с русским языком и литературой. Он, например, мог хвалить дочку за то, что она очень красиво написала букву “е” в слове “часы”! Но главное, в этой семье девочку никогда не ругали за плохие оценки. Получила пятерку — молодец, двойку — ну, значит, именно на двойку ты сегодня готова. Потому что знания и оценки — это не совсем одно и то же.
Жаль, что не все родители идут тем же путем. Поверьте, ученик, хвостом бредущий за тобой с просьбой поставить оценку повыше, — страшный сон любого учителя. А требования родителей учиться только на пятерки — кошмар для большинства детей. Вспомните своих одноклассников, ведь среди них были и отличники, и троечники, и двоечники. Кто из них достиг большего? Среди моих — хулиган и двоечник, который не боялся, что его отругают, что он проиграет или потерпит неудачу. Поэтому, когда нужно было рискнуть, он рискнул. И выиграл!
Чтобы нравилось
Если вы помогаете ребенку с домашними заданиями, то должны быть в курсе, по какой программе он учится. Потому что даже простейшие задачки из математики нашего детства сейчас решают другими способами. Не понимаете, зачем решать пример типа 7+3=10 с помощью чертежа? Но если в классе учитель объясняет и требует именно так, попросите ребенка научить вас и делайте, как требуют — и сами разберетесь, и ребенок быстрее и охотнее научится. Это же весело — учить маму или папу решать задачи!
Есть у этой истории обратная сторона — родители, которые не обращают внимания на школьные дела детей. Да, собственно, и на детей вообще. Такие школьники могут прекрасно учиться, а могут появляться в классе время от времени. Но все это — повод для другой беседы с психологами.
Сам или с мамой?
Учебная пора
Нежелание детей посещать школу и учиться — с этой проблемой родители сталкиваются часто. Но именно они могут помочь ребенку, ведь никого ближе и роднее у него нет. Нужно не ругать, а поддерживать, и тогда ребенок поверит в свои силы.
Как вы думаете, при каких условиях процесс обучения будет протекать успешнее? Если родитель рядом, по-доброму и с пониманием относится к ребенку или говорит, что он — тупица, ругает, критикует и стыдит? Ребенок нуждается в том, чтобы взрослые выслушивали его, обнимали и показывали, что любят его даже тогда, когда он делает что-то не так.
Домашние задания можно готовить и без особых усилий, наказаний и лжи, надо лишь найти верный подход. Иначе в итоге возникают проблемы, с которыми часто сталкиваемся и мы, специалисты службы сопровождения, общаясь с подростками. Мы слышим от детей, что они воспринимают родных и близких только с отрицательной стороны. У детей формируется недоверие и нежелание общаться со взрослыми.
Чего родителям делать не стоит?
Домашние задания нужны для того, чтобы школьник закрепил в памяти материал, пройденный на уроке, усвоил его целиком. Поэтому не относитесь к ним как к показателю успеваемости. Вот несколько советов, которые, надеюсь, вам помогут.
Должен ли ребенок самостоятельно делать уроки? Да. Суть заданий в том и состоит, чтобы человек разобрался со сложными моментами. Если мама и папа приучают его к тому, что все задания делаются сообща, он не будет прилагать усилий, чтобы разобраться в теме.
Забудьте о неудачах. Поскольку дети в силу особенностей характера и возраста зачастую пропускают слова педагогов мимо ушей, это может привести к затруднениям при выполнении домашних заданий. Однако не надо ругать ребенка за это, напоминая раз за разом о прошлых неудачах.
Не отвлекайте ребенка. Порой мамы и папы просто мешают детям готовить домашние задания. Не давайте ребенку параллельных заданий и ясно расставляйте приоритеты: в первую очередь — уроки, а потом — все остальное. Если сын или дочь будет все время отвлекаться на ваши просьбы помочь с уборкой или приготовлением еды, для уроков останется мало времени.
Не нагнетайте. Нередко мамы и папы сами отбивают у ребенка желание учиться. Родители в воспитательных целях делают акцент на то, что все домашние задания очень трудные и их нельзя выполнить за пару часов. В этом случае школьник переживает и не торопится садиться за учебники. Поэтому вы должны дать понять ему, что приготовление заданий хоть и требует времени и усидчивости, но невыполнимым не является.
Не стоит оценивать школьника только по урокам. Некоторые мамы и папы сводят все требования к ребенку и общение с ним лишь к домашним заданиям: выучил уроки — мы любим тебя, не выучил — накажем. Это заставляет ребенка думать, что самые близкие люди любят лишь его отметки, а не его. Это очень вредно для детской психики.
А как правильно?
Прежде всего помогайте ребенку распределять работу. Научите его чередовать легкие задания и сложные. К примеру, выучить короткое стихотворение гораздо легче, чем решить трудную задачу, тем более, если ребенок не очень хорошо разбирается в математике. Если работу начать с более легких заданий, то она будет выполнена легче и быстрее.
Не контролируйте во всем. Мамы и папы имеют право проверять, насколько правильно и хорошо выполнены задания. Однако ребенок должен сам учиться справляться с ними. Поэтому не нужно стоять над душой, когда он готовит уроки. Если же ребенок попросит помочь, вы можете объяснить непонятную для него тему.
Как правильно делать замечания ребенку? Когда сын или дочь показывает вам выполненные задания, не стоит указывать ему на ошибки. Просто скажите, что они есть, и пусть он сам найдет их.
Поощряйте детей. Многие мамы и папы наказывают за невыполненные задания, но совсем забывают о том, что добросовестно сделанную, пусть даже маленькую работу надо поощрять. Иногда это лишь нежное слово, иногда что-нибудь весомое — все зависит от семейных традиций. Только не нужно полностью “покупать” желание учиться.
О том, как выполнять задания, детям много рассказывают педагоги, свое представление по этому поводу имеют и родители. Однако не всем приходит в голову мысль, что и ребенок имеет право решать, как и что ему учить. Одни дети не нуждаются в бесконечной зубрежке, другие вынуждены готовить уроки дольше. Помните об особенностях вашего ребенка и учитывайте — от того, как вы относитесь к его учебе, зависит, насколько она ему понравится.
Лариса Тарновская, социальный педагог службы сопровождения “Перекресток” Апатитского детского дома.