В 1925 году Жак Герлен случайно создал духи, изменившие мир. О них сочиняли песни, слагали легенды, мало того – их выпускают до сих пор. Первый ориентальный аромат, «Шалимар». История гласит, что Жак Герлен исследовал свойства ванили, как душистого вещества, и – случайно, ага, — грохнул весь подручный запас в лавандовый «Jicky». Сочетание остроты цитрусовых с тяжеловесностью ванили и придало духам восточное звучание. Так родился «Шалимар». И вот уже без малого сто лет его обожают, ненавидят, вожделеют. И, к сожалению, адаптируют «под современность». Хотя, конечно, непонятно, зачем улучшать прекрасное?
С 1925 года Shalimar переиздавали много раз. В 1985 году переиздали в новой упаковке. В 2004-м облегчили до «Shalimar Light», в 2008-м заменили на «Eau de Shalimar»… К сегодняшнему дню насчитывается уже 18 вариантов на тему «Шалимара» и у каждого, конечно, находятся свои поклонники.
А вот большинство поклонников «Шалимара» очень скептически отнеслись к продукту Тьери Вассера под названием «Shalimar Parfum Initial». Во-первых, помнят инициированный им скандал, после которого последний представитель семьи Герлен покинул «Дом Герлен». Во-вторых, сам мотив для создания рукописи – вернее, нового варианта: Тьери Вассер заявил, что осовременил классику по просьбе и на вкус своей несовершенной племянницы. Вынул будоражащие, страстные элементы – всунул легкомысленные, девичьи.
А вот вариант на тему последнего варианта на тему классики – (следите за количеством буков) — «Shalimar parfum initial l’eau», — многие сочли вполне носибельным. Хотя и совсем не «Шалимаром». И поскольку он есть в апатитских магазинах, я решила сделать сравнительный тест. Принесла бла-бла-бла Инишиал Льо домой на блоттере, а на другой, чистый блоттер, нанесла свой личный классический «Шалимар» (он у меня вовсе не 1925 года, а годов, наверное 80-х).
Нанесла и стала слушать. А для начала сравнила состав предка и последыша.
«Shalimar» (ориентальные пряные).
Ноты: мандарин, бергамот, лимон, кедр; пачули, ирис, жасмин, роза, ветивер; опопонакс, циветта, ладан, кожа, ваниль, мускус, сандал, бобы тонка.
«Shalimar parfum initial l’eau» (ориентальные цветочные).
Ноты: нероли, бергамот, грейпфрут и апельсин; ирис, жасмин, гиацинт, белая фрезия, роза и ландыш; бобы тонка и ваниль.
Как видите, содержание значительно оскудело. Изменился и ассоциативный ряд.
Я нюхаю по очереди блоттеры и думаю вот что.
«Шалимар» — для смелых, «Шалимар Льо» — для милых.
«Шалимар» — это деревянная посудина, везущая груз с островов в Индийском океане.
В нем ароматы бобов, ванили и лимонов смешиваются с гарью, запахом промасленных канатов, кожаных сапог, зверья, воющего в трюме, соленым ветром и иссушающим зноем. Он не становится сладким даже в конце — все та же соленая гарь на самом дне. И в то же время «Шалимар» — веселый и опасный, как пьяный матрос. Те, кто слышит его историю, не носят «Шалимар» с шубами и каблуками — только грубые кожанки, жокейские сапоги или в крайнем случае — белая майка, бойфренды и кеды. «Шалимар» требует иронии и лихости, в этом его призыв и новаторство, хотя, конечно, он уже совсем «старичок».
«Шалимар Льо» — это самолет, везущий Керри Бредшоу с подружками в легкомысленнное путешествие на Восток: стюардессы уже прикрыли лица, но «Дом периньон» в бокалах пассажиров напоминает о неизбывности англо-саксонских привычек. «Шалимар Льо» очень соответствует цвету флакона, тут требуется телесно-розовый натуральный шелк, ухоженная кожа, уложенные волосы. Такой аромат очень подойдет девушке, у которой все хорошо, но которая все же честна сама с собой. Она не хочет быть как все, но и выйти далеко за рамки не рискует. И не то, чтобы боится осуждения, просто воспитание не позволяет.
«Шалимар Льо» перекликается со многими ароматами десятых, однако имеет определенную смелость быть чуть оригинальнее. Он несколько более резкий в старте, и куда более конкретный в базе. И он удачно избежал ужасного химического мускуса, который делает современные духи такими одновременно гигиеничными и «грязными». Стартуя засахаренными лимонными дольками и каплей масла нероли, он не сваливается в кулинарию, несмотря на явную ваниль.
Мешают этому цветы — ирис и ландыш с гиацинтом дают ему каплю влажной лесной прохлады. Роза с жасмином примиряют с гендерной принадлежностью.
Конечно, «Шалимар Льо» не станет ни бомбой, ни прорывом, он не войдет в историю, потому что в ней навеки царит его мощный, уникальный предок. И все же «Шалимар Льо» хороший аромат, он представитель красоты наших дней — чуть искусственной и чуть упадочной.