Апатиты встретили полицейских солнечной погодой. В воскресенье вечером мужчины выпрыгивали из вагона и попадали в объятия родственников и друзей — все здоровы, выглядят счастливыми. И сразу — прощаться с сослуживцами, что едут дальше. Поезд стоит мало.
Как в армии
Дагестан — место не самое опасное, но и спокойным его не назовешь. Большинство полицейских из апатитской группы в таких местах еще не служили. Однако согласились ехать в служебную командировку на полгода. В дагестанский отряд (около полусотни сотрудников полиции) апатитская группа из шести человек влилась в начале зимы. Базировались они в нескольких километрах от небольшого (около 6000 жителей) поселка Сулак, возле федеральной трассы Астрахань — Махачкала. Добирались туда пять суток: три спецвагона, два купейных, один почтово-багажный.
— Алексей, а как уживается большой коллектив незнакомых мужиков разного возраста?
— Как-то уживались, с шутками и прибаутками. А если серьезно — очень похоже на армию. Служба тяжелая, нормальный режим чередовался с усиленным. Физически тяжело.
— В самоволки, как в армии, не бегали?
— В самоволки — нет, небезопасно. Все это прекрасно понимали, да и уважали командира. Сергей Викторович Шулекин просто как человек и как командир состоялся на все двести процентов. Когда мы приехали, наш КПП был средненьким по показателям. Когда уезжали — мы были в лидерах, и это все не криком, а хорошим отношением к коллективу. Мы даже купались в Каспийском море благодаря ему — взял на себя ответственность и вывез всех, кто хотел.
По приезде на посту наладили местную систему “ПОТОК”, которая распознает автомобильные номера и сравнивает их с базой номеров в розыске. Если что — “кричит”. Она работала только на одно направление, но командир спросил: можем починить? И полезли на столбы — делать и второе направление.
За полгода на посту, где служила наша группа, серьезных происшествий было немного. Однажды, правда, случилась погоня со стрельбой. Человека задержали, потому что он предоставил справку вместо паспорта, а по данным справки — человек в розыске. Он начал оправдываться, что это не его справка, а затем кинулся бежать. Сотрудник, который его догонял, всю обойму в воздух выпустил. Потом догнали все-таки, второй догонявший был апатитский сотрудник ОВО — Алексей Селезнев. В итоге оказалось, что человек и вправду не тот, что на справке, но… в федеральном розыске за убийство!
Осетра не пробовали
Лето пришло в Дагестан где-то в апреле, а в мае началась жара.
— Я работал в дежурной части, — рассказал Милецкий, — мне было полегче. А вот парням, которые стояли на дороге… В тени 40 градусов, а они по два часа на солнцепеке. Возвращались и сушили форму — насквозь мокрая была.
— С местным населением общались?
— Мы, тыловики, один-два раза в неделю на выездах были, в районном центре Коркмаскала, забрать, передать бумаги. Это крупный поселок, 10-15 тысяч населения. Поэтому с местными общались частенько. Да и на нашем участке всегда дежурили два наряда местных сотрудников ГИБДД.
— А что вообще было вашей задачей на службе?
— Контроль. Выявление людей в федеральном розыске, просто в розыске за разные преступления — наркотики, оружие, рыба. Однажды задержали все-таки груз — 170 килограммов осетра.
Осетра наши ребята так и не попробовали, а вот кутум и скумбрию покупали и коптили. Кутум похож на сига, но намного больше и тиной не пахнет. Говорят, очень вкусно!
— Вообще еды было вдоволь, — вспоминает Алексей, — хочешь — ешь то, что приготовили повара, а хочешь — купи и готовь сам, или закажи по телефону — это было не запрещено. Поваров было двое, их выбрали еще во время подготовки в Мурманске. Когда обычное несение службы — они менялись, когда усиление — вдвоем работали.
Впечатления от Дагестана у Алексея Милецкого остались разные. Пейзажи красивые, лето жаркое, рыба вкусная. И это — край летающих целлофановых пакетов, шутит он.
— Если честно, там очень грязно. Мое мнение — нет хозяина. Мы все-таки к цивилизации ближе, чем они.
— Свободное время у вас было?
— Время свободное… его многие не хотели. Говорили — лучше бы в смену, оно быстрее пройдет, и быстрее домой приеду.
По дому скучали, хотя мужчины об этом предпочитают не говорить. Алексей только заметил: Интернет и скайп — великая вещь!
— Если бы не он, думаю, дочь младшая меня и не признала бы. Каждый вечер я включал скайп, соединялся с семьей, и все чувствовали присутствие друг друга. Они ужинали, я своими делами занимался — только потрогать друг друга нельзя.