В последние годы в Апатитах девятые классы выпускают около 500 школьников. Лишь половина продолжает учебу в старших классах. “Старшее” звено в апатитских школах в основном профильное. Но и его готовы совершенствовать. Необычный для Апатитов инновационный проект в новом учебном году хочет предложить школа №10.
Классы на выбор
В мае перед каждой школой стоит вопрос: сколько и какие десятые классы открывать. Детей немного, и набрать один полноценный профильный класс в отдельно взятой школе, к примеру, физико-математический, бывает непросто. Вот и получается, что в одном классе учатся дети по двум, а то и по трем профилям: одни предметы изучают вместе, другие — углубленно. Встречаются друг с другом лишь на нескольких уроках.
Так, к примеру, в новом учебном году школа №5 планирует набрать один десятый класс с тремя профилями — социально-правовым, химико-биологическим и информационно-технологическим. Школа №15 надеется набрать три класса: социально-гуманитарный, информационно-технологический и так называемый класс “Фосагро” с двумя потоками — химико-технологическим и физико-математическим.
А школа №10 в стремлении удовлетворить образовательные потребности школьников решила шагнуть еще дальше. И набрать восемь профильных групп в двух десятых классах.
— Сначала мы планировали два обычных десятых класса, — говорит завуч школы Татьяна Кузьменко. — Один с профилями “физико-математический” и “информационно-технологический”, другой с профилями “социально-гуманитарный” и “социально-экономический”. Но после совещания в областном министерстве образования и науки, где нам рассказывали об опыте индивидуальных образовательных траекторий в школах других городов, я провела повторное анкетирование девятиклассников. Оказалось, не у всех есть желание углубленно изучать предметы какого-то одного профиля. Дети выбирали, к примеру, литературу и биологию или же информатику и обществознание.
Готовы рискнуть
После анкетирования завуч сформировала восемь профильных групп. Самой многочисленной — из 17 человек — оказалась “математическая” группа. Самая малочисленная собрала пятерых любителей экономики. Татьяна Кузьменко обсудила с коллегами-учителями возможность разработать для каждого ученика отдельный учебный план. Технически составить такое расписание непросто, но в школе решили, что возможно. И сейчас учителя готовят список элективных (дополнительных) курсов. В ближайшие дни их покажут девятиклассникам.
— Жесткое закрепление классов будет лишь на базовом уровне, — говорит Татьяна Владимировна. — Но, кроме базовых предметов, у десятиклассников будут индивидуальные программы изучения профильных и элективных предметов. На профильном и элективном уровнях могут заниматься дети из разных классов.
Пока, как говорят в “десятке”, вопросов больше, чем ответов. Но раз в других городах такую систему обучения успешно внедряют, то почему не попробовать ее в Апатитах? Тем более на это есть спрос.
— В перспективе такое обучение открывает большие возможности дистанционного обучения, сетевого взаимодействия — сотрудничество между школами, — говорит Татьяна Кузьменко. — В общем, хотим попробовать.
В управлении образования идею школы №10 одобряют. Говорят, дело нужное. Более того, надеются, что в новом учебном году школа сможет поучаствовать в конкурсе инновационных проектов и получить грант на развитие учебной базы.