Нашим детям еще два-три года до окончания школы. Но многие из нас уже в тревоге: куда пойти (точнее — отправить) учиться? Мы советуемся с друзьями, читаем рейтинги, узнаем перспективы.
А дети гуляют с друзьями, ходят в кино и в ус не дуют. Или, может быть, тоже советуются
и узнают, но строят какие-то свои планы? Ведь нам, взрослым, интересен достаток, а их, беззаботных, влечет мечта…
Настя-педагог
Настя росла в интеллигентной семье: папа — ученый, мама — учитель. Она занималась музыкой и рисованием, кроила и шила. А вот в школе особенных талантов не проявляла — и в гуманитарных, и в точных науках «середнячок».
Окончена школа, получен аттестат. Что дальше? Мама повезла Настю в тот вуз, который окончила сама. Маме в нем было знакомо все — педагоги, программа, да и жить Настю определили к той же бабушке, которая приютила много лет назад маму-студентку.
Настя отучилась пять лет. Написала диплом, сдала госэкзамены и… надо было идти работать. К детям.
— А я ведь детей ненавижу, — сказала Настя подругам.
И тут (а были как раз «голодные 90-е») оказалось, что один явный талант у Насти есть — она могла продавать. Все, что угодно и кому угодно. Только этот «талант» родители не рассматривали как достоинство — ведь быть «торгашом» стыдно…
Что же теперь, спустя двадцать лет после вуза? Тихая Настя с дипломом педагога превратилась в хваткую, жесткую бизнес-леди. Для крупной торговли ее продукцией она всего пару месяцев почитала книги по химии и геологии. Настя довольна своей жизнью, только сожалеет, что когда-то подчинилась родителям и выбрала не тот вуз — иначе сделала бы карьеру гораздо быстрее.
Павел-инженер
Паша обладал редким литературным талантом, все сочинения писал на «отлично», его тексты отличались яркостью образов, глубиной мысли, необычными философскими обобщениями. Учителя прочили ему карьеру писателя или журналиста, в крайнем случае — учителя русского языка и литературы.
Но папа сказал Паше, что гуманитарное образование — не для мужчины, надо получить такую специальность, чтобы хорошо зарабатывать на жизнь и кормить семью.
Паша окончил горный университет, стал специалистом по горному делу, а диплом свой забросил куда подальше, чтобы не напоминал ему о тех горестях и лишениях, которые он претерпел ради своего будущего. Но ожидаемое будущее так и не наступило.
Паша сейчас не работает горным инженером, а сочиняет стихи, поет песни, периодически пишет статьи в газеты и этим зарабатывает на жизнь. Литературное образование, наверное, ему не помешало бы.
Мнение психолога
Как часто родители стремятся обеспечить ребенку достойное образование, исходя из рациональных мотивов, из соображений престижа или по принципу преемственности: «У нас в семье все инженеры». Игнорируя интересы ребенка, родители используют свою власть и ставят условия: «Или этот вуз, или никакой», «Вот получишь это образование, потом можешь учиться на кого угодно», «Я буду давать тебе деньги, если ты поступишь только сюда». Выпускники школы материально еще зависят от родителей и вынуждены соглашаться.
В то же время практика показывает, что специальность, выбранная не по душе, дохода не приносит. А если и приносит, то забирает душевное благополучие, а порой и здоровье, оставляя в душе неудовлетворенность и досаду, ощущение напрасно прожитой жизни. Мы, взрослые, будто все еще живем идеалами коммунизма, пренебрегая настоящим ради светлого будущего наших детей. Но время учебы — это большой отрезок времени, это огромная часть жизни, причем самого лучшего ее периода! Унылое и тусклое настоящее может так отравить душу, что никакое светлое будущее уже никогда не придет.
Кроме того, родители рискуют всю свою оставшуюся жизнь слышать упреки детей за сломанную судьбу, нереализованность, отсутствие смысла жизни.
Некоторые люди, такие, как Паша, обладают силой, чтобы реализовать свой собственный жизненный сценарий, вопреки навязанному родителями. Но не многие способны на это. Неправильно выбранная профессия ослабляет все остальные сферы жизни — здоровье, личную жизнь, взаимоотношения с окружающими. Человек становится неудачником, неуживчивым, раздраженным и портит жизнь всем вокруг.
Родители, не берите на себя функцию господа Бога! Ребенок — это душа, данная вам на хранение, а не ваша собственность. Ваша задача — помочь ему реализоваться, а не удовлетворить свои амбиции или заглушить собственные страхи. Вы можете дать совет, но не можете решать за ребенка, как ему прожить свою жизнь, что он должен выполнить, зачем пришел на эту землю. Вспомните, что жизнь — это еще и настоящее, которое не менее важно, чем будущее. Ваша любовь будет оценена больше, если вы дадите ребенку право выбора и передадите ему ответственность за его судьбу.
Психологический центр Татьяны Дьяченко
Психологическое консультирование по проблемам профориентации, воспитания детей, готовности к школьному обучению, взаимоотношений в семье, разрешения конфликтов в семье и на работе, взаимоотношений мужчины и женщины, самооценки и уверенности в себе. А также помощь в избавлении от стрессов, страхов, чувства вины, преодолении депрессии и психосоматических заболеваний.
Запись по телефону 8 (964) 309-08-27.