Ужин с королем

Стокгольм. Где и как проводят банкет и бал для Нобелевских лауреатов

Так выглядит Голубой зал ратуши, где е проводят банкет для нобелевских лауреатов. За колоннами накрывают столы студентам, которые выиграли в лотерее право участвовать в банкете. Фото Ольги Герчиной.Городская ратуша — одна из главных достопримечательностей столицы Швеции. Это красивое здание известно прежде всего своими знаменитыми посетителями. Именно здесь 10 декабря, в день смерти ученого Альфреда Нобеля, ежегодно проводят банкет и бал в честь Нобелевских лауреатов.

 Помогала жена

 Городской ратуше нет еще ста лет, ее закончили строить в 1923 году. Но по виду она выглядит очень древней, средневековой. Это рабочее здание — здесь заседает парламент Стокгольма. В свободные от заседаний дни сюда приходят туристы.

Первое, что показывают гостям, — Голубой зал ратуши. Но, несмотря на свое название, зал вовсе не голубой. Архитектор Рагнар Эстберг, которому поручили строить ратушу, сначала решил, что зал будет без потолка, под открытым небом, а стены голубыми. Со временем он передумал: потолок сделал стеклянным, а стены оставил кирпичными, красно-рыжими. Но к этому моменту пресса уже успела сообщить о первоначальной задумке архитектора, поэтому за залом закрепилось название — Голубой зал.

Архитектор тщательно продумывал детали зала. Он знал, что сюда будут приходить дамы в вечерних платьях, поэтому долго думал над конструкцией лестницы. Даже привлек к этому свою жену: соорудил восемь деревянных лестниц с разной высотой ступенек, попросил ее пройтись по ним в самом длинном платье. Наиболее удобная, по мнению жены, конструкция и получила со временем мраморное воплощение.

 Королевский лимит

 Именно в Голубом зале проходит знаменитый банкет Нобелевских лауреатов. Зал вмещает 1300 человек вместе с королем Швеции Карлом XVII Густавом и его семьей. В стороне от общего стола, за колоннами, устанавливают стол для студентов — ежегодно около двухсот молодых людей выигрывают в лотерею возможность принять участие в  банкете. Меню одинаковое для всех, но до последней минуты его держат в тайне.

Место за банкетным столом предоставляют небольшое — не более 60 сантиметров на человека. Исключение делают членам королевской семьи — 70 сантиметров. Столовые приборы тоже одинаковые для всех — как для короля, так и для студентов. Но кроме одного — принцесса Лилиана не пьет кофе, поэтому вместо кофейной ей подают чашку для чая.

Обычно банкет обслуживают 30 поваров и 230 официантов. Это объясняется временным регламентом: с момента подачи блюда королю официанты должны за три минуты обслужить всех остальных гостей.

 Голова не влезла

 После праздничного банкета гости поднимаются по лестнице (той самой) на второй этаж, в Золотой зал. Стены оформлены мозаикой — 18 миллионов керамических пластинок покрыты золотом. На оформление зала ушло десять килограммов золота.

Художник планировал работать над мозаикой семь лет, но сроки работы ему ограничили до двух лет. Возможно, из-за спешки в оформлении зала есть ошибки, о которых не без улыбки рассказывают гиды. К примеру, Святой Эрик — покровитель Стокгольма, победоносно сидящий на коне, оказался без головы. После того, как мозаика стены центрального входа в зал была готова (ее выкладывали снизу вверх), выяснилось, что забыли снизу установить парапет. Когда ошибку исправили, мозаика попросту не влезла, голова Святого Эрика ушла за границу потолка.

Объяснение такому казусу позже нашли — Святому Эрику действительно в бою отрубили голову. Но в знак уважения к покровителю Стокгольма художник изобразил все-таки его голову отдельно, на противоположной стене.

Еще одна ошибка торопливого художника: вместо трех корон — символа Стокгольма, он выложил мозаикой только две.

 Загадка архитектора 

В оформлении Южной галереи ратуши участвовал шведский принц Юджин. Он пять лет расписывал фресками главную стену зала. Писал то, что видел из окна — гавань, корабли. Работа шла медленно, потому что принц очень критично относился к своей живописи — не раз стирал написанное и начинал заново.

Несмотря на морскую тематику фресок принца, архитектор посвятил этот зал мужчине и женщине. Их изображения — на противоположной стороне. Кроме того, вдоль зала стоит двойная галерея колонн: один ряд — круглые, второй — многоугольные. Они, по задумке автора, тоже изображают мужчину и женщину, но кто из них кто, архитектор так и не сказал. Версии посетителей разные: некоторые называют круглые колонны женскими из-за округлости женских форм, кто-то, напротив, считает женскими многоугольные колонны — по причине многогранности женского характера.

Южная галерея приводит в небольшую, но тоже уникальную комнату — архитектор старался сделать все залы ратуши непохожими друг на друга. Эту комнату отличает необычный акустический эффект. Если встать в ее центр и сказать или пропеть что-нибудь, можно услышать эхо (как в микрофоне). Но стоит на сантиметр выйти из центра, эхо исчезнет.

 Секрет галстуков

 Комната совещаний, где заседают шведские парламентарии, тоже заслуживает особого внимания. Кроме депутатских мест, здесь есть места для населения и прессы. Но рабочее место председателя парламента находится на возвышении, более того, его стул похож на королевский трон, а над столом висит балдахин. Сначала это сильно возмутило демократичных шведов, но потом они успокоились: архитектор сказал им, что его решение имеет акустическое объяснение — так лучше слышно председателя парламента.

Потолок зала заседаний выглядит, как перевернутая лодка. Это тоже имеет смысл: так, под лодкой, в древности проходили совещания викингов.

Ну и, наконец, шторы, которые украшают зал заседаний — огромные, красно-малиновые. За несколько десятилетий они изрядно обветшали, поэтому недавно их заменили на точные копии. Но старую ткань экономные шведы не выбросили — из нее они пошили… галстуки, которые с недавних пор дарят Нобелевским лауреатам при вручении премий.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *