Если человек не может передвигаться, ничего не видит и практически не слышит, это по закону еще не повод признавать его недееспособным. Несмотря на то, что недуги лишают его возможности вызвать нотариуса, переоформить банковскую карту и получить деньги.
Мужчина и женщина пришли в редакцию “ДД” с просьбой помочь им выбраться из странной ситуации, в которую они попали, ухаживая за больным отцом.
— Моему папе 83 года, — рассказывает Марина Мерцалова. — Он практически не видит, почти не слышит, даже с помощью слухового аппарата. К несчастью, полтора месяца назад он еще и неудачно упал и из-за ушиба бедра потерял возможность ходить. Папа пережил блокаду в Ленинграде, потерял близких, тяжело болел после войны. Мы с мужем переехали к нему, чтобы ухаживать, потому что обслуживать себя папа не может.
Проблемы начались, когда закончился срок действия банковской карты, на которую отцу перечисляют пенсию. Я позвонила в банк, но там объяснили, что по закону требуется его личное присутствие. Мы, конечно, можем привезти папу в банк, даже организовать носилки, потому что сам идти он не может. Но объясниться с ним крайне трудно, особенно в людном помещении, и поставить подпись в документах для него тоже проблема. В банке посоветовали оформить у нотариуса генеральную доверенность или взять папу под опеку.
Мы с мужем отправились в отдел опеки. Там сказали, что слепота, как и глухота, не является основанием для признания человека недееспособным и установления над ним опеки. Человек должен быть алко- или наркозависимым, игроманом или иметь психическое заболевание.
Оставался еще вариант — оформить у нотариуса генеральную доверенность. Отправились к нотариусу, а там получили категорический отказ. Нам ответили, что папа должен прийти сам или самостоятельно вызвать нотариуса на дом и общаться с ним без посторонних. Это законное требование, но проблема в том, что отец не может общаться без нашей помощи.
Вернулись в отдел опеки, собрали пакет документов, получили на руки исковое заявление, в котором почему-то написано, что я прошу признать папу дееспособным… Поймите, дело даже не в деньгах, папина подпись требуется, например, при инвентаризации коллекции картин, которую он передал городу.
Тут выяснилось, что отец Марины — Николай Владимирович Владимиров, автор герба Апатитов, известный художник, почетный житель города.
— Я решил проконсультироваться у юриста, — продолжает рассказ Сергей Сазанцов, муж Марины. — Он сказал, что наша ситуация безвыходная. Задал вопрос в онлайн-консультациях в Интернете. Отовсюду пришли ответы, что человек старше 80 лет может по собственному желанию стать опекаемым. А в отделе опеки говорят, что у нас нет оснований. Как так получается?
— Наверное, мы не единственные люди, столкнувшиеся с подобными проблемами, — продолжает Марина Николаевна. — Может быть, кому-то удалось выйти из безвыходной ситуации?
За советом мы решили обратиться к заместителю председателя городского Совета депутатов Павлу Чуфыреву, раз уж дело касается почетного жителя Апатитов. Он сказал, что не так давно был дома у Николая Владимировича, как раз по поводу городского герба. И знает, что у художника проблемы со здоровьем. Павел Геннадьевич назначил родным день и время приема. А в четверг сообщил, что попросил юриста прояснить ситуацию и юрист не нашел явных причин для отказа в опеке дочери над больным отцом.
— В понедельник мы встретимся с родными Николая Владимировича еще раз, а на вторник назначили встречу со специалистами сектора опеки и попечительства, — говорит Павел Чуфырев. — Всем участникам этой истории необходимо собраться вместе и обсудить детали, чтобы картина сложилась полностью. Чтобы пожилой человек не страдал из-за каких-либо разночтений в законе или недопонимания.