Впервые увидев выступление «Джосс», многие поражаются: «Как они умудряются не сталкиваться на сцене? Их же так много, и они так быстро двигаются!»
Уговорила
А началось все с афиши Дворца культуры. Яркая афиша привлекла внимание маленькой Лены, и она вынудила маму прочесть все подробно. Оказалось, объявили набор детей для занятий танцами к хореографу Лидии Савочкиной.
На просмотре было очень много народа. Лену взяли, ей нравилось, но она часто болела и пропускала занятия. Через год ее почти отчислили, но мама поняла, что девочка без танцев жить не может, и уговорила руководителя оставить Лену.
Позднее, когда открылась школа искусств, вместе с руководителем ребята перешли туда — это был первый выпуск хореографического отделения.
— И все это время не возникло усталости, желания бросить?
— Не помню такого, — говорит Лена. — На занятия бегала без напоминаний, это было любимым делом. Правда, подводил характер. Очень хотелось всегда быть лидером, могла и поплакать, если что не так.
Лена заканчивала девятый класс и школу искусств. Она решила стать хореографом, поступать в училище. Родители не отговаривали, хотя все знакомые удивлялись: «Куда вы ее отпускаете? Разве этим заработаешь?»
Обошла местных
Лену отпустили: мама узнала все об училище культуры в Архангельске, и девушка уехала поступать.
— В тот год на хореографическое отделение было четыре человека на место. Но я не боялась — подготовка у Савочкиной очень хорошая. Поступали в основном местные, показывали на экзамене народные поморские танцы. А я решила подготовить классический номер.
Лена появилась в экзаменационном классе в пуантах и пачке. Cама — маленькая, с хвостиком и в конопушках. Но выступление комиссии понравилось, а получив пятерку за специализацию, остального можно было не бояться.
— Это был период перестройки, и на диктанте нам пришлось писать речь Горбачева, — вспоминает Лена. — Уже не помню, сколько ошибок наделала, но большой роли в поступлении это не сыграло. Училась легко — сказалась школа искусств. Хотя не все продержались до конца курса — из набора в 21 человека через четыре года нас осталось всего девять.
На втором курсе Лена стала работать в Доме пионеров, ей дали группу малышей. Тогда и почувствовала — это то, чем она хочет заниматься!
— Была возможность учиться дальше, — говорит Береснева, — но тогда я хотела домой. Получить высшее образование собралась недавно — учусь заочно.
Вернулась во Дворец
Лена вернулась в Апатиты. В родную школу искусств ее не взяли, ждали на это место парня, а во Дворец взяли — ассистентом в ансамбль «Мечты». Работа удовлетворения не принесла (хотелось работать с собственным коллективом), и через год Лена решила уйти. Но освободилась ставка, она набрала пятилетних детей в хореографический кружок и стала думать, какой коллектив создать — классический или народный.
А пока думала и возилась с малышней, успела окончить курсы шейпинг-хореографа в Питере и несколько лет работала по этой специальности.
— Те занятия меня раскрепостили как-то, — говорит Лена, — я стала двигаться по-другому. И решила ставить с детьми современные танцы.
Вскоре у коллектива появилось название — «Джосс». Его Лена подсмотрела в одном из журналов, говорит, понравился перевод этого красивого слова — «успех». И не прогадала — ее коллектив быстро добился успеха.
Сейчас в «Джоссе» занимается около сотни детей. Они приходят в ансамбль с пяти лет без всякого отбора и занимаются, пока есть желание.
— А желание есть лет до 13, — рассказывает Лена, — потом у многих интересы меняются. Но с теми, кто остается, продолжаю заниматься. Со старшими девочками у нас роли иногда меняются — они уже и сами могут танец придумать. И движения, которые мне трудно повторить.
Новые возможности
Конек Лены Бересневой — сюжетные детские танцы. И чем больше детей в танце — тем лучше. Сложности ее не пугают, и кризиса идей она не испытывает. Скорее наоборот — слишком мало времени для того, чтобы воплотить все, что хочется.
— Лена, как ты справляешься с таким количеством маленьких детей?
— Раньше, пожалуй, была очень строга, сейчас — помягче, — говорит Лена. — Голос, правда, иногда срываю — приходится много и громко говорить. Но другой работы и представить не могу. Когда четыре года назад впервые набрала мальчиков — думала, с ума сойду. Первый год с ними было очень трудно. Зато какие возможности в танцах открываются!
Да уж, мальчишки для сюжетных танцев просто необходимы. Это для них в костюмерной лежат ковбойские шляпы — ждут своего часа. Некоторые танцы Береснева вынашивает годами, а иногда они рождаются вдруг — от музыки или нового движения. Когда сюжет готов — разрабатывает костюмы, ищет детали в Интернете, в книгах. Это тоже любимое занятие.
Работа занимает в ее жизни столько времени, что собственному мальчишке — сыну Игнату — пришлось собаку купить, чтобы не скучал. После его рождения Лена уже через месяц вышла на работу.
Игната же танцы совсем не привлекают — лучше возле компьютера маму подождать.
Только призовые
Звание «Образцово-показательный коллектив» ансамбль «Джосс» получил через три года после создания. С тех пор в его копилке только призовые места, где бы они ни выступали. А в личной копилке Лены уже три статуэтки. Первая — награда лучшему балетмейстеру фестиваля, еще две — как лучшему балетмейстеру сезона (за три года) в области.
Лена не скрывает, что такое признание ей приятно — оценили ее труд и способность создавать новые яркие танцы. Ведь смесь стилей — это только на первый взгляд легко.
Ее первые ученики давно выросли, а одна из них — Варя Насонова — учится на хореографа. А ее руководитель строит планы: вот появится у нее помощница, и можно будет такое сделать!..
Действительно, добиться такого результата от маленьких танцоров может не каждый хореограф. Лена смогла, за что и получила звание «Лучший балетмейстер» во второй раз.
Елена Юрьевна,Вы самый любимый мой преподаватель! Мне очень нравится заниматься у Вас.Я вас очень люблю и желаю Вам счастья и здоровья !!!Влад. :smiles_040: :smiles_040: :smiles_040:
i1