Ситуацию, сложившуюся в эти дни на руднике, комментирует Народный депутат СССР Александр ОБОЛЕНСКИЙ:
Не надо связывать мой нынешний приезд в Апатиты с забастовкой на Восточном. Это обычный приезд в округ, кроме того, здесь живет моя семья. Мне было важно встретиться с политически активным трудовым коллективом. Тем более, что январская попытка подобной встречи, когда выходили на руководство объединения, окончилась неудачей.
Встречался я с представителями стачечного комитета. Разговор получился длинный и интересный. Надеюсь, польза от него была обоюдная.
Не собирался ни поддерживать забастовку, ни быть ее инициатором. Лишь в одном случае выступаю за забастовку, когда речь о покушении на саму основу народной власти. Скажем, всенародная забастовка уместна, когда возникает угроза государственного переворота. Как депутат обязан стремиться к правовым решениям проблемы. Рабочие еще недопонимают, что есть более сильные способы защиты своих интересов. Нужно так избирать депутатов, чтоб работали потом созданные ими органы власти. Думать нужно и при выборе профсоюзных лидеров. Тогда можно успешно развязывать проблемы с их помощью. Третий путь – воздействие через администрацию. Способов решать вопросы, не прерывая работу, много.
Во время встречи мнения и темпераменты были разные. Но не было никого из среды горлопанов, призывающих к чему угодно и не могущих ничего предложить. Порадовало, что увидел людей с конструктивным мышлением. Многим стачкомам не хватает знаний, особенно экономических, чем часто и пользуется противная сторона, обманывая рабочих. Я посоветовал установить контакт с независимыми экономистами, которым можно доверять.
Известно, что представители Восточного ездили в Москву, откуда привезли несколько документов. На встрече мы их вместе проанализировали, и сами рабочие пришли к выводу, что документы всего лишь отписка. Один из них – это проект постановления Кабинета министров, фактически расширяющий под эту забастовку права ассоциации Агрохим. То есть, еще не известно, даст ли ассоциация что-нибудь объединению «Апатит», а права свои уже расширяет. Это классический пример, когда используется инициатива народных масс для укрепления своего влияния.
Речь шла о том, как завтра конструктивно улучшить экономическую ситуацию, не нанося ущерба.
После встречи проехали в карьер, посмотрели, как идет работа. Практически половина техники стоит из-за отсутствия запчастей. Кстати, рабочие обратили мое внимание, что в том же проекте постановления разрешается для улучшения финансового положения часть валюты обменивать по коммерческому курсу на рубли. А в объединении «Апатит» очень много валюты уходит на реагенты, запчасти и прочее. Это косвенный канал ухудшения экономического положения.
К чему же мы пришли, все обсудив? Решили попытаться созвать конференцию объединения, чтобы сообща подумать, как жить дальше. Быть независимым от ассоциации очень привлекательно. Практически, это лишняя структура, получающая на свое содержание солидные отчисления. Этот вопрос возникает не впервые.
Руководство говорит рабочим: «Подождите годик-два, и мы из ассоциации выйдем». Но эти год-два могут оказаться ключевыми, ведь сейчас обсуждается закон о разгосударствлении и приватизации, когда вместо обезличенной государственной или общественной собственности возникнут более конкретные формы.
Правительство жестко выступает за распродажу общенародной собственности. Я же считаю это грабежом народа, поддерживая концепцию безвозмездной передачи собственности гражданам.
Экономические требования, выдвинутые Восточным рудником, не сняты. Но рабочие понимают, что сейчас их выполнить в полном объеме мало реально. Мы сошлись в том, что ключом к решению может быть достижение независимости предприятия и повышение рентабельности производства.