Все мы со свалки

Это не обычная «чернуха» про людей с «помойки». Это больше похоже на библейские сюжеты на фоне сегодняшней жизни…

Под церковную музыку с зажженными свечами на сцену выходят все действующие лица спектакля. Их движения машинальны, глаза устремлены в пол. Они поднимают головы и… Такое чувство, будто на тебя смотрят два огромных глаза, а их устами с тобой говорит Бог. Вначале трудно уловить, о чем идет речь, но… Постойте, да это десять заповедей! Таков финал спектакля.

И – перелом. И вдруг замечаешь, что ты уже не совсем тот, каким знал себя раньше. Мысли, казавшиеся сокровенными и выстраданными, становятся наивными; поступки, которыми гордился, оказываются нелепыми; кумиры – мишурой; цели – не стоящими усилий.

И уже встают и жгут вопросы: куда мы торопимся и зачем? Не проносимся ли мы в погоне за «главным» мимо чужого горя или радости? Не скудеем ли мы духом? Да и вообще – кто мы в этом мире? Эти вечные вопросы терзают нас вместе с героями «Свалки» болью.

О чем спектакль? На этот вопрос не ответить, просто пересказав содержание. Спектакль философский. Все участники настроены на одну волну – волну нравственных исканий. Они выходят на сцену как бы для себя, для того, чтобы оглянуться на пройденный путь и замереть. И получается, целое поколение замирает в раздумье перед дальней и тяжелой дорогой.

Есть в спектакле действующее лицо – МЫ, обыкновенные люди. МЫ – на сцене, МЫ — в зале, МЫ и не подозреваем о существовании свалки, на которой можно оказаться, и от нашего имени звучит финальная сцена. На каждую человеческую душу, наверное, отпущена какая-то мера страданий, тревог, забот и боли, которые нужно вынести, чтобы стать Человеком.

Люди «Свалки» — и Афганец (артист Алексей Морозов), и Пифагор (Денис Федоров), и Русалка (Елена Растальная), и Доцент (Юрий Рыбин), и Пастушок (Александр Петренко) – выстрадали свое право называться Людьми.

Но для чего надо страдать? Сможет ли каждый из нас сохранить верность своему нравственному опыту, своим исканиям? Какую часть этой тяжелой ответственности каждый возьмет на себя? Хватит ли сил нести его до конца? Не станет ли бремя обузой, не захочется ли сбросить его на плечи соседа?..

И снова – вопросы, вопросы, вопросы…

Я не случайно почти не рассказывал о содержании пьесы и совсем не анализировал постановку Александра Аркадьева, музыку, исполнительское мастерство. Я просто попытался изложить некоторые мысли (и не только свои), возникшие во время и после просмотра спектакля.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *