Чтобы научиться работать со стеклом, Елена поехала в Москву. Два дня она занималась под руководством мастера сложным, непривычным, но безумно увлекательным делом. Одна за другой бусины отправлялись сушиться в одеяло из стекловаты, а потом расслабляться в специальной печи. Через год у Елены появилась собственная мастерская.
Из сказки — в инкубатор
— В детстве я считала, что самая чудесная на свете профессия — стеклодув, — рассказывает Елена. — Наверное, увидела сюжет по телевизору, который я уже и не помню, а впечатление от него осталось надолго. Мне казалось, что это люди настолько сказочные, что с ними просто невозможно встретиться в обычной жизни или пройти по одной улице.
К этому занятию я шла долго. Увлечение стеклом в Россию пришло довольно поздно, и не было никакой возможности попробовать. Несколько лет я смотрела в Интернете, как работают зарубежные мастера. Постепенно и в нашей стране появились частные мастерские, мастера начали проводить платные курсы. В 2012 году я отправилась в Москву, прошла у мастера Веры Викторовой курс базового уровня. Конечно, его нужно было отрабатывать ежедневно, чтобы чувствовать себя уверенно. Но у меня получился почти годовой перерыв, так что мастер я пока еще неопытный.
В прошлом году Мария Голубцова уговорила меня пойти на курсы в бизнес-инкубатор. Я сначала сомневалась, смогу ли, потяну ли собственное дело, ведь у меня семья, ребенок, работа (Елена работает дизайнером в полиграфии — Е.Б.). Но подумала, что если не сейчас, то точно — никогда. Пошла на занятия, потом написала и защитила проект, бизнес-план и выиграла грант. То, что грант будет, узнала в ноябре 2012 года, но потом долго искала помещение, заказывала оборудование, в общем, провозилась до мая. Теперь, когда все готово, появились рабочий стол, печи, формы, можно делать то, о чем мечтала.
Бусины и аппликации
Конечно, Елене приходится бежать в мастерскую после основной работы, выкраивать несколько часов в выходные. Но сюда она приходит с радостью.
— Я могу просидеть, не вставая, четыре часа, — продолжает Елена. — Конечно, устают глаза и спина, но стекло — занятие медитативное, оно затягивает. Мне очень нравится сам процесс, когда, в общем-то, непослушный материал становится пластичным, подчиняется замыслу. Самое интересное, на мой взгляд, это реплики — бусины, созданные по историческим образцам. При некоторых музеях существуют небольшие мастерские, где мастера делают такие для туристов. И, естественно, хочется создать что-нибудь сложное, оригинальное.
Большинство бусин Елены сделаны в стиле “лэмпворк”. Они такие разные — гладкие и прозрачные, матовые и рельефные, с пузырьками внутри и многоцветные, когда стекло наносится слой за слоем, тоненькой ниточкой. Занятие требует сосредоточенности и терпения, а еще в нем совершенно нечего делать, если нет фантазии. Елена предложила мне самой сделать бусину на память. Я упиралась-упиралась, а потом сдалась — когда еще шанс выпадет. Оказалось, это ужасно интересно и волнительно, руки ходили ходуном. И не только потому, что непривычно. Я же догадывалась, что стеклянные палочки, из которых получаются бусины, стоят немалых денег!
— Да, стекло — материал дорогой, — подтвердила мою догадку Елена. — И, к сожалению, у нас в стране очень сложно его добыть, приходится все заказывать в США: и дрот — те самые стеклянные прутья, и аппаратуру, и формы.
А вот эта печь для фьюзинга — из Германии, мы ее освоили перед Новым годом. Вместе с мужем, Сергеем, сделали стеклянные новогодние игрушки. Фьюзинг — это аппликация из стекла. Сначала нужно нарисовать эскиз, потом вырезать детали из стекол разного цвета, потом их соединяют и помещают в печь.
И получаются стеклянные снежинки, лисы, медведи, коты. Каждой игрушке Елена и Сергей дали имя, которое указано на специальной бирочке. Снежинки необыкновенные — как ледяные, только не тают!
Вы это увидите
— Муж сначала к моей идее с мастерской отнесся с большими сомнениями, но сейчас увлекся витражами в технике “тиффани”, где оплетка из меди — легкая, гибкая — позволяет создавать оригинальные формы, — говорит Елена. — Например, подсвечники-елочки. Только сейчас в мастерской ничего не осталось.
— То есть спрос на ваши необычные изделия есть?
— Спрос есть, даже больше, чем можем предложить. На бусы нужно потратить день-два, потому что на одну сложную бусину уходит минут сорок. Мы попробовали сделать всего по чуть-чуть, проверить свои возможности. Сейчас будем готовиться к выставке “Каменный цветок”.
— Вы все эскизы придумываете сами — и игрушек, и украшений?
— Да, хотя я — странный мастер украшений, сама их не ношу. Бывает, идея приходит внезапно, из ниоткуда. Еще смотрю фото, которые выкладывают в Интернет другие мастера. что-то нравится у одного, что-то — у другого. Все эти впечатления собираются, перемешиваются, потом возникает нечто новое. Не бывает двух одинаковых изделий из стекла. Нам мастер в Москве рассказывала, что даже если шесть человек одновременно выполняют одно задание, у всех получаются разные бусины.
Последнее приобретение Елены Шинкарук для ее мастерской “Карамель” — формы для тарелок. Надеюсь, она успеет к выставке создать хотя бы несколько. И, по крайней мере, одна из них окажется в моей коллекции.