Владимир Николаевич опять прилетел на несколько дней в Хибины — встречается с избирателями, с руководителями городов и предприятий. Как всегда, он заглянул и в редакцию «ДД».
— Владимир Николаевич, самое интересное дело из тех, которыми Вы занимались в последнее время?
— Наверное, указ об экспортных таможенных пошлинах. Подготовили его либо не задумываясь особо о последствиях, либо просто небрежно. Будем говорить не вообще об экспортируемых товарах, а про апатит. Наше объединение, продавая апатит за границу по 42 доллара за тонну, обязано 40 процентов вырученной валюты продавать государству по 55 рублей за доллар, а еще 10 процентов — по 110. Самая настоящая экспроприация. А тут еще правительство ввело поборы, которые делают экспорт вообще невыгодным, платить придется намного больше, чем выручаешь. В начале февраля я отправил письма по этому поводу в правительство, два раза выступал на Верховном Совете. Не скажу, что это моя заслуга. В том же, направлении бился и «Агрохим». Результат: экспортные пошлины на апатит и нефелин сняты.
Кроме того, по нашим просьбам объединению «Апатит» предоставлена квота на свободную продажу 1,5 млн. тонн апатитового концентрата. Вспомните, еще недавно лицензии на 15-20 тонн приходилось буквально вымаливать. Свободная продажа в таких объемах — это прямой путь к рынку.
— Не считаете ли Вы, что ситуация в республике близка к катастрофической?
— Нет. В главном события развиваются так, как и должно быть. Ну, а в частностях нужны постоянные корректировки. Пример — экспортные пошлины.
Я знаю точно, что были времена более тяжелые и люди выживали. Это эволюция. Мы переходим к нормальным взаимоотношениям, в частности, в экономике. Рынок — это естественно. Трагедия в том, что 70 лет мы пытались идти наперекор природе.
Некоторые кричат: нас эксплуатируют как слаборазвитую страну! Да, капиталисты извлекают выгоду в слаборазвитых странах. Но только потому, что они очень нужны этим странам.
— И последнее. Когда-то к Ельцину и его команде Вы относились настороженно, потом — поддерживали, не изменилось ли отношение к ним сегодня?
— Нет. Аргументов для недоверия к ним нет. Мои надежды они оправдывают. Говорящих политиков у нас много, аналитики тоже есть, но очень мало людей, способных на поступки, решительных в делах. Команда Ельцина — именно такие люди.