Настало то время, когда многие жители нашего города могут похвастаться своими путешествиями.
Но большинство предпочитает ездить в дальние, желательно теплые страны. Ездить же в не менее дальние, но российские города нынче не модно. Зато как интересно!
Ждали знакомства четверть века
Галина и ее муж путешествовать любят. Но, как и многие рожденные в СССР, то есть за “железным занавесом”, открывать мир для себя начали с заграничных “югов”. Потом освоили ближайших соседей — страны Скандинавии. Отдыхали и на Канарах, и в Европе. И все это время они готовились к своему самому длительному путешествию — на остров Сахалин.
Выбрали это место не случайно. Дело в том, что в Южно-Сахалинске живет свекровь Гали, которую она ни разу за 25 лет супружеской жизни не видела.
— Эта поездка была своеобразным подарком на нашу серебряную свадьбу, — рассказывает Галя.
На Дальний Восток они отправились незадолго до Нового года. Первое впечатление — длительный перелет: дорога до Южно-Сахалинска заняла 14 часов. Добираться другим видом транспорта в тот конец России было бы чистым безумием. К примеру, на поезде через Москву они бы доехали примерно через 115 часов, а на машине могли катиться все 200 часов. Может, путешествие получилось бы интересным, но уж очень ждали их в Южно-Сахалинске.
— Муж рассказывал, что, когда был маленький, ездил с семьей на юг на поезде. Так туда ехали 21 день! Вот это путешествие было! Правда, обратно так долго ехать не рискнули — летели самолетом.
Машины без водителей
— Второе впечатление — знакомство и встреча с родственниками, — рассказывает Галя. — И уже после этого я обратила внимание на город, точнее улицы, по которым нас везли. Сначала я поняла, что мне ужасно страшно!
Напугали Галю, как ни странно, машины, которые ехали навстречу.
— Там нет русских машин, но дело даже не в этом. Нет привычных нам леворульных авто, водители всех встречных машин сидели справа. Когда видишь на наших дорогах одну-две такие машины — не реагируешь, но когда на тебя, рядом с тобой движутся потоки автомобилей “без водителей” — становится жутко.
Пережив это потрясение, Галина начала внимательно рассматривать улицы.
— Они очень светлые! Хотя, когда мы прилетели, было уже темно, но там настолько хорошее освещение, что казалось, будто на улице день. А помимо уличного освещения, много еще и различных подсветок, каких-то световых украшений на фасадах, магазинах, ресторанах. В общем, очень светлым этот город мне запомнится.
Когда-то был Японией
Особенностей в Южно-Сахалинске, по словам Гали, много. Очень заметно влияние японцев на архитектуру и религиозные предпочтения.
Свою историю город начал в 1882 году, только тогда это было село Владимировка. В 1905 году власть в селе сменилась — оно вошло в состав Японии. Последующие 40 лет оно носило имя Тоёхара и было центром префектуры Карафуто. За время японского правления Тоёхара превратился в один из крупнейших городов Сахалина. Здесь появились каменные строения, активно развивалась промышленность. Японцы же построили железную дорогу, которую, кстати, до сих пор эксплуатируют наши РЖД.
В 1945 году, когда закончилась Великая Отечественная война, город возвратили в состав СССР. 4 июня 1946 года он получил свое нынешнее название — Южно-Сахалинск. И сколько бы новая власть ни пыталась избавиться от наследия японцев, ей это, судя по фотографиям Гали, не удалось.
Из огня да в полымя
— В Южно-Сахалинске много необычного, к примеру смешение религий, — рассказывает Галя. — Там вполне мирно сосуществуют православие, буддизм и католицизм. Церковь, костел и пагода порой стоят совсем рядом друг с другом. И я не заметила, чтобы люди разной веры притесняли или как-то агрессивно друг к другу относились. И вообще жители Сахалина очень доброжелательные, простые и гостеприимные.
Непривычный климат — это еще одно из запомнившихся Галине явлений.
— В Южно-Сахалинске мы были неделю и за это время пережить успели, кажется, все чудеса погоды. Во-первых, резкие перепады температуры — от плюс 10 до минус 20 градусов. Видели и тропический ливень, и супероттепель, и метель такую, которая из дома выйти не позволяла.
Особые эмоции Галя испытала во время прогулок по рыбному рынку и вообще магазинам. Изобилие рыбы и морепродуктов ее поразило, говорит, мало где такое видела. А магазины ошарашили ценами и продавцами.
— Цены в Южно-Сахалинске аховые! По нашим меркам — очень дорого, ведь там много привозных продуктов.
Чуть дешевле местная продукция, но ее немного. К примеру, хлеб дешевле 60 рублей я не видела. А продавцами работают в основном корейцы и китайцы, и они всегда улыбаются!
Опасные зоны
В городе, как показалось Гале, существует два культа: русско-японская война и Юрий Гагарин. И если интерес и почтение жителей Южно-Сахалинска к войне вполне понятны, то почему так благоговейно относятся к Гагарину, Галя выяснить не успела. Но в том, что Юрий Алексеевич для этого города культовая фигура, сомневаться ей не пришлось.
— В городе и памятник Гагарину есть, и парк его имени, и даже туристический комплекс!
Еще одна необычная деталь, на которую Галя обратила внимание: в немаленьком Южно-Сахалинске (население — 197 тысяч человек) нет высоких домов.
— Только пятиэтажки и ниже. Объяснение простое — город находится в сейсмоопасной зоне. Нас родственники на океаническое побережье возили, и там я увидела, что мы находимся еще и в цунамиопасной зоне — там на берегу есть и специальные таблички с предупреждением об этом. Кстати, океан, даже зимой, — это грандиозное зрелище.
Наши горы лучше!
Пока я слушала рассказы Галины о Южно-Сахалинске, была уверена: ей все там понравилось. Оказалось, что это не так.
— Нам показали горнолыжную базу отдыха, — рассказывает Галя. — Вот совсем там не гора, а так, сопка какая-то. Желания прокатиться у нас с мужем не появилось. Зато как там все оборудовано! Просто мечта для наших, да и не только, горнолыжников и вообще любителей гор. На каждом склоне — бугельный подъемник, есть “бэби-лифт” и гондольно-кресельная канатная дорога. Кафе, прокат, инструкторы… В общем, отлично оборудованная база, причем находится она в черте города.
Много еще можно было бы написать о впечатлениях Галины о Дальнем Востоке и людях, там живущих. Жаль, место в газете кончилось.