Противостояние экологов и промышленников, похоже, ослабнет. Правда, теперь неясно, будут ли в этой общей борьбе за экологию победители. Ведь и те, и другие, преследуя свои цели, во главу угла ставили сохранение уникальной северной природы.
В итоге все идет к тому, что вместо одной обогатительной фабрики мы получим две.
ГОК полного цикла на месторождении апатит-нефелиновой руды Партомчорр специалисты ЗАО “Северо-Западная компания” планировали строить с самого начала, когда получили разрешение на его освоение. Проект строительства рудника был одобрен главгосэкспертизой еще в 2011 году, но, несмотря на разрешение, к строительству рудника компания за два года так и не приступила. Камнем преткновения стала дорога.
Дело в том, что в 2009 году из “Роснедра” пришла рекомендация: из-за соседства Партомчорра с Симбозерским заказником советовали строить в этом месте лишь подземный рудник, без фабрики. Руду же предлагали транспортировать для дальнейшей переработки на обогатительную фабрику ГОКа “Олений ручей”. Несмотря на то, что предполагаемая дорога могла пролегать на территории будущего национального парка “Хибины”, промышленники все же приступили к обсуждению проекта. Для этого было создано несколько рабочих групп, в состав которых вошли члены правительства области и разных министерств страны, эксперты из разных областей экономики и науки, общественники. Позже к этой работе привлекли даже преподавателей и студентов МГУ имени Ломоносова.
В ходе обсуждения четырех возможных вариантов строительства будущей промышленной дороги производственники встретили сильный протест со стороны общественных экологических организаций, выступающих в защиту будущего нацпарка “Хибины”.
После долгих переговоров концепция промышленников снова изменилась: группа “Акрон”, чьей “дочкой” является СЗФК, готова вернуться к рассмотрению возможности строительства полномасштабного ГОКа с собственной обогатительной фабрикой и подземным рудником в районе месторождения Партомчорр. В таком случае апатитовый концентрат будут доставлять для дальнейшей перевозки на железную дорогу, что не затронет границы национального парка.
Об этом пресс-служба СЗФК заявила в конце прошлой недели после расширенного заседания технического совета “по рассмотрению стратегии развития рудной базы с целью бесперебойной и стабильной загрузки перерабатывающих мощностей по выпуску апатитового концентрата и обеспечению им предприятий по производству минеральных удобрений в 2013-2020 годах”.
Заседание проходило в Москве при участии руководителей ОАО “Акрон”, специалистов ЗАО “Северо-Западная Фосфорная Компания”, занимающегося освоением месторождений апатит-нефелиновых руд “Олений ручей” и Партомчорр, а также представителей проектных и научно-исследовательских организаций — ОАО “Гипроруда” и Горного института Кольского научного центра РАН, участвующих в разработке проектной документации по освоению этих месторождений.
Несмотря на то, что группа “Акрон” заявила о готовности вернуться к рассмотрению возможности строительства ГОКа полного цикла, в разговорах снова всплывает дорога. Ведь к стройплощадке необходимо будет доставлять людей, технику, оборудование. Как ни крути, но без строительства дороги ГОК будет не построить.
“Эта дорога не будет использоваться в промышленных целях и в дальнейшем послужит интересам развития инфраструктуры национального парка”, — так сказано в пресс-релизе СЗФК. Если новую роль дороги одобрят заинтересованные лица, то, возможно, в скором времени СЗФК приступит к строительству нового, второго по счету ГОКа.
Пусть никто не дергается. Буржуи сделают, как им надо, а их их научные прилипалы все оправдают.
Дорога не будет использоваться в промышленных целях. Ха-ха. Им только дай построить потом все поутихнет и будет дорога самой промышленной из промышленных!!!
Всё это происки конкурентов ЗАО «СЗФК». Слишком активных студентиков нужно бы отчислить, а организации экологов проверить прокуратуре на предмет инострнных денежных грантов, согласно новому закону об НКО. И тогда никакого раздора не будет.