Новые региональные нормативы потребления коммунальных услуг, о необходимости которых так много говорили первые лица Министерства энергетики и ЖКХ, стали свершившимся фактом. Этому “судьбоносному” событию в сфере ЖКХ предшествовали годы большой и, по-видимому, напряженной работы в федеральном и региональных министерствах. Одно за другим выпускали в свет постановления и правила, вносили изменения в федеральное законодательство и Жилищный кодекс, собирали технические паспорта жилых домов, анализировали климатологию и определяли климатические зоны, проводили дифференциацию домов по материалу стен и объемным характеристикам, составляли таблицы, выводили формулы и рассчитывали нормативы…
Примерно такое представление о процессе разработки нормативов появилось на фоне достаточно регулярных выступлений в СМИ ответственных работников Минэнерго и ЖКХ. Они объясняли, почему вводят новые нормативы, говорили о многократном их увеличении по сравнению с прежними, а также о необходимости и неизбежности оборудования домов общедомовыми приборами учета потребления энергоресурсов — это было лейтмотивом каждого выступления.
Появлялось и не исчезало впечатление, что министерство заинтересовано во всей этой кампании гораздо больше, чем сами ресурсоснабжающие организации, чье появление в СМИ было большой редкостью. Поэтому особенно интересно было слушать интервью представителя “Мурманскводоканала”, прозвучавшее на радио в конце января.
Относительно нормативов он сказал:
— Норматив на общедомовые нужды определяется расчетным путем. Соответственно в правилах 306 есть такая формула №26 — желающие могут посмотреть, где норматив определен. То есть это не какая-то там с потолка взятая цифра. Соответственно этой формуле был определен норматив. Туда вошли и обоснованные технологические потери на сетях, и так называемые необоснованные потери. Обоснованные потери — промывка систем, сброс при ремонтных работах, какие-то обслуживания общедомового имущества. В формулу заведен так называемый коэффициент потерь…
В тот же день на главном радио страны — радио России — прозвучало другое выступление: “Во-первых, аппарат “Маэстро” гарантирует мощную потенцию, стойкую эрекцию, силу и энергию для совершения длительного и качественного полового акта. Аппарат “Маэстро” — это последовательная профессиональная терапия, позволяющая увеличить свой половой орган как в длину, так и в объеме. Это новейшая технология бережного воздействия на половой орган. Применение прибора помогает запустить резервные силы организма”.
При чем здесь аппарат, если речь о нормативах? Что между ними общего? Общее в том, что и к этому аппарату, и к той двадцать шестой формуле в равной мере можно применить определение как абсолютная чушь, бессовестное надувательство, откровенное, извините, фуфло.
Вывести формулу, по которой можно запросто насчитать для обычной пятиэтажки сотни кубических метров воды на общедомовые нужды в месяц, — это могли сделать те, кто утратил чувство реальности и кому недорога собственная репутация. А власть во всей этой истории с нормативами показала, что она не хочет или не может просчитывать последствия принимаемых ею решений. Тем хуже для нее.
Формула не выдерживает никакой критики. К примеру, промывка системы отопления если и выполняется, то всего лишь один раз в году, в течение одного рабочего дня. “Сбросы при ремонтных работах”- звучит впечатляюще, но вводить это в формулу как одно из главных ее составляющих, по меньшей мере, несерьезно. Далеко не каждый месяц случаются эти сбросы, и далеко не всегда неучтенные потери воды при этом могут иметь сколько-нибудь значительную величину. И хватит об этой формуле.
А относительно появившейся в февральских квитанциях дополнительной оплаты воды и отопления на ОДН — в тех случаях, когда в квартире индивидуальные водосчетчики отсутствуют, можно сказать, что это похоже на банальный грабеж. Если в вашей квартире счетчики отсутствуют, то вы оплачиваете коммунальные услуги по нормативам и тарифам. В эти нормативы и тарифы ресурсоснабжающие организации уже заложили абсолютно все издержки и затраты, какие только можно учесть, включая прочие и непредвиденные, а также определенный процент прибыли. А если учесть, что эти тарифы и нормативы достаточно серьезно завышены, то дополнительные поборы на ОДН получаются форменным безобразием. А если взглянуть на это недремлющим государственным оком?!
Сегодня, по-видимому, уже мало кого можно удивить сообщением о том, что эти нормативы должны принудить население к установке на жилых домах общедомовых приборов учета потребления воды, тепла и электроэнергии. Именно под эту задачу были заточены все постановления, правила и законы. Теперь из Фонда содействия реформированию ЖКХ можно что-то получить, если в муниципалитете 75 процентов домов оборудованы общедомовыми приборами учета. И вот уже губернатор на совещании с главами муниципальных образований 7 февраля дает установку: “Необходимо — и это не обсуждается — решить вопрос об оснащении ста процентов жилого фонда общедомовыми приборами учета, чтобы обеспечить оплату только фактически потребляемых ресурсов”.
Нет никаких сомнений в необходимости оборудования жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Необходимо собрать средства и заключить договоры, чтобы сразу же после окончания отопительного сезона приступить к этой работе. Несмотря на неоправданно высокую стоимость этого мероприятия, приборы учета тепла окупятся за один-два отопительных сезона.
Что касается общедомовых приборов учета потребления холодной воды и особенно горячей воды, то их категорически нельзя устанавливать на тех домах, где хотя бы часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета. В этом случае общедомовые водосчетчики будут бессмысленны и бесполезны. А деньги на их установку можно будет считать выброшенными на ветер, что совсем нетрудно доказать.
Главная и единственная цель установки общедомовых водосчетчиков — это определение расхода воды на общедомовые нужды. Что касается холодной воды, я уже писал об этом в статье “Общедомовые лохотроны”, опубликованной в №46 “ДД” за 16 ноября 2012 года.
Но ситуация с общедомовыми приборами учета горячей воды еще более абсурдна. Дело в том, что в большинстве жилых домов вода в системе горячего водоснабжения циркулирует круглосуточно и круглый год, за исключением нескольких дней в летнее время. То есть вода поступает в дом, проходит по системе горячего водоснабжения и покидает дом, уходя обратно на ТЭЦ. Поэтому водосчетчиков здесь должно быть два: один на входе, другой на выходе. Опять же, чтобы посчитать расход горячей воды на ОДН, необходимо ежемесячно, одномоментно снимать показания общедомовых и квартирных водосчетчиков. Затем из этого объема воды, который насчитал водосчетчик на входе, вычесть тот объем, что получился на выходе — получится объем воды, потребленный домом за месяц. Из этого объема нужно вычесть количество воды по показаниям квартирных счетчиков, к которым нужно приплюсовать объем воды, начисленный по нормативу, если в доме имеются квартиры, не оборудованные индивидуальными приборами учета воды. И только тогда в результате получится расход воды на ОДН.
Поэтому, повторюсь, определить объем воды, использованной на общедомовые нужды, с помощью общедомовых счетчиков невозможно ни практически, ни теоретически. Слишком велика техническая погрешность приборов, в десятки раз превышающая возможный объем воды на ОДН. И в принципе невозможно обеспечить одномоментное снятие показаний всех приборов учета в доме. Все это делает бесполезной установку приборов общедомового учета водопотребления.
Иван Сильванович,
Апатиты.
Очнь дельная статья! Жаль, что толку от нее…