В январе в малом зале Геологического института прошла расширенная сессия Мурманского отделения Русского ботанического общества. На этот раз сессия собрала не только профильных специалистов, но и сотрудников других институтов КНЦ РАН — геологов, экологов, химиков, а также представителей общественных природоохранных организаций и Северо-Западной Фосфорной Компании. На сессии обсуждали один из самых “горячих” вопросов: каким образом должна пройти дорога, которая свяжет ГОК “Олений ручей” и будущий рудник “Партомчорр”. Какое влияние окажет развитие промышленной инфраструктуры на Хибины и на проектируемый здесь национальный парк.
Напомним, что, согласно федеральным планам развития заповедной системы, а также документам территориального планирования Мурманской области, в 2015 году планируется создание национального парка “Хибины”. Но СЗФК намерена прокладывать дорогу от горно-обогатительного комплекса “Олений ручей” к месторождению “Партомчорр”, которое находится в северной части горного массива Хибин. Вариант дороги, предлагаемый СЗФК, проходит по территории будущего парка. Это и есть суть всех споров между экологами и промышленниками.
По мнению специалистов, работающих в области охраны природы, строительство дороги исключает создание национального парка, так как “разрежет” его на части, нарушит исторически сложившиеся туристические маршруты, связывающие Хибинский и Ловозерский горные массивы. В свою очередь представители СЗФК считают, что строительство не нанесет вреда экологии Хибин, а имеющийся у компании проект дороги наиболее оптимален для предприятия.
На заседании выступил директор Геологического института КНЦ РАН Юрий Войтеховский. Он считает, что разработка месторождения — это исключительно коммерческий проект, и вопросы экологии мало волнуют руководство СЗФК. Юрий Леонидович высказал мнение по поводу того, что представители Северо-Западной Фосфорной Компании уверены: все получится так, как им надо, а не так, как было бы правильно. Сослался на опыт соседних стран, где такой проект не допустили бы без согласия жителей региона.
По окончании заседания ученые приняли резолюцию. В ней они обращают внимание на небезопасность горных работ в районе “Партомчорра” из-за его близости к “замороженному” ядерному полигону “Куэльпорр”. Было решено обратиться в министерство экологии Мурманской области, областную Думу, к губернатору и президенту с запросом провести геологическую экспертизу и временно приостановить все работы на этом участке. В резолюции говорится о необходимости дополнительной ботанической экспертизы, для выбора наиболее щадящего варианта трассы. Также прозвучал призыв к руководству СЗФК сделать доступными для широкой общественности все материалы экспертизы по руднику на месторождении “Партомчорр”.
Наконец-то, хоть Юрий Леонидович, светлая голова, начал говорить разумные вещи. Во всей этой истории, так называемые «зеленые» разочаровали не меньше, чем чиновники и бюрократы. Да и есть ли они, зеленые? Реальную проблему подменяют второстепенными дебатами о подъездных путях. Вопрос надо ставить ребром, не о не способах уничтожения уникального природного комплекса, а о его сохранении. Любые вскрышные работы вызовут сейсмическую волну, которая увеличит риски разгерметизации оплавленных ядерных капсул. При подобных работах на рудниках, даже в Ботсаду, например, за несколько км от их проведения ударные волны разрушают стекла теплиц. Где гарантия, что пр разработке Партомчорра тысячи кюри не разгерметизируются? Москвичи, заварившие эту кашу ясное дело сделают ноги, а нам куда податься? Ведь Хибины — это наша Малая Родина, а не колониальный придаток Центра. «Зеленым» и всем разумным гражданам надо ставить вопрос об отзыве лицензии на разработку Партомчорра. Лицензии людьми даются, а люди могут обмануться. И всем вместе нам предстоит много лет восстанавливать уже уничтоженный лесной массив.
Ну-ну, посмотрим.99 к 1, что будет так, как надо СЗФК. И ничьи «светлые головы» их не остановят.
Поддерживаю Юрия Леонидовича!!!А СЗФК получит с большим прибором!
Ну зачем СЗФК этот Партомчорр совершенно ясно 🙁 Ключевой для Акрона проект Олений ручей, а бедный и малорентабельный Партомчорр не столь важен. Но Акрону важно “застолбить” за собой месторождение, дабы увеличить запасы сырья, принадлежащие компании и, соответственно, оценку его стоимости рынком. Кроме того, не так давно Акрон проиграл “драчку” ещё за один актив в Хибинах – Апатит – своему конкуренту Фосагро, поэтому уступать ещё актив компания не хочет.
Спасибо, Юрий Леонидович!!!!
А я вообще поражаюсь — живем в 21веке, изобретено множество новых технологий, целый КНЦ с Горным институтом под боком, а все по старинке горы под ноль срубаем. Неужели некому придумать способ извлечения всего необходимого из хвостохранилищ? Чтобы и овцы целы, и волки сыты были… Давно уж пора, что на одном месте топтаться-то, используя дедовские методы.
Петр Александрович. полость ядерного взрыва была вскрыта сразу после проведения взрыва и специалисты головной организации отвечающей за проведение взрыва из СПБ делали замеры внутри полости, брали там образцы. Описание уникального эксперимента есть в открытой научной литературе. Посещение полости происходило 2дважды- непосредственно после взрыва и спустя 2 года. Во время второго посещения полость была обнаружена обрушенной.
более того, в настоящее время доступ в штольню открыт.
энтузиасты диггерства были в штольне и в интернете были выложены фотографии. сейчас хостинг ресурса на котором был отчет о посещении штольни прекращен.
более того, черные металлисты давным-давно вытащили из штолен все кабели..
опасность распространения радиоактивного загрязнения действительно реальна, но, ни о каком джине в бутылке и тем эффекте ударных волн на полость взрыва быть не может.
Александр Николаевич
«Боязливому»: разумеется, вы совершенно правы! Все ровно так и будет, если все, даже зеленые, будут такими боязливыми. Или подписываться полу-анонимно, как Александр Николаевич «из Норвегии». Так скоро бюрократы, стремящиеся превратить Россию в сырьевой придаток мира, нам на голову А-А делать будут, а мы им радостно предлагать рулончик бумаги. Как в советском анекдоте. Он пишет «полость была вскрыта» а какая, если взрывов было три? (Эконорд, №1, 1993). И что значит «сразу»? Когда еще короткоживущие не распались? И какова же судьба несчастных любопытных? На них ставили опыты? Какую именно полость посещали «сразу и через 2 года спустя»? Описание действительно есть и вот что пишут умные люди, цитаты:
«После этих МЯВ было обнаружено слабонапорное истечение радиоактивных газов через трещины, образовавшиеся в горном массиве» (Дубасов, Касаткин, 2000). «Ожидаемого эффекта не получилось, а радиоактивность осталась» — пишет sic и nota bene!… сам Министр по атомной энергии (Михайлов, 2001). Продолжить?
Сейчас на местном «Народное ТВ» идет фильм, снятый этим летом, посмотрев который, северяне могут сами воочию убедиться в справедливости утверждения «в настоящее время доступ в штольню открыт».
Вдогонку: совсем забыл! Приношу благодарности Александру Николаевичу за ответ. Из законов физики, в том числе и второго закона термодинамики, которые не в силах отменить даже всесильная СЗФК (насколько известно, они еще не приобрели божественный статус), следует, что сильно неравновесная система по градиентам и напряжениям, даже сама по себе стремится к их выравниванию. А любой приток энергии, в том числе техногенные землетрясения, никак не могут способствовать снижению энтропии. Надеюсь, это подтвердит сам проф. Юрий Леонидович.
Петр Александрович, к несчастью для вас, с законами физики знакомы не только вы. упомянутый вами второй закон к «разгерметизации тысяч кюри» относятся как к собаке пятая нога. Ссылка на народное телевидение, пожалуй самое нелепое, что я ожидал от вас услышать. достаточно всего лишь побывать на месте лично. я не знаю, что было в сюжете, однако не удивлюсь если по договоренности с журналистами, организация, на балансе которой находится полигон, таки засыпала входы в штольни. это делается периодически т.к. песок которым засыпают входы осыпается\смывается внутрь штолен открывая доступ внутрь.
Прошу воздержаться от высказываний про «умных людей» т.к. мне тоже есть, что сказать про конкретно ваш ум. Ни методологии вскрытия полостей взрыва ни целей вы похоже так и не осознали. поэтому прежде чем кидаться ссылками на научно-популярную книгу (но нужно отметить занимательную), потрудитесь найти первоисточники которыми эта книжка была навеяна. Так же постарайтесь прочитать какими параметрами обладали ядерные заряды примененные в проекте днепр 2, в 1980 годах и все встанет на свои места. наука к тому времени значительно продвинулась от «бонбы» взорванной на Тоцком полигоне в 54 году.
я намеренно не пишу детали т.к. думал вы обладаете всей полнотой информации опубликованной об экспериментах в хибинах, однако, судя по вашим ответам, ваши суждения не основываются ни на чем большем, чем заметки эконорда и научно-популярной книге ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СССР том 1\2.
В завершении хотелось бы попросить вас быть осторожнее в высказываниях т.к. тема ядерной угрозы может непредсказуемо воздействовать на умы граждан. Наша переписка находятся в открытом доступе и ее могут прочитать беременные женщины, дети. не стоит так же забывать о традиционно высоком риске обострения психических заболеваний у предрасположенных граждан в весенний период…
Надеюсь на ваше понимание
Ну, вот и читаем теперь «ученые споры». И что теперь делать, куда бедному крестьянину податься?
Боязливому: Вступайте в партию «Западный выбор»! В области создается ее региональное отделение.
Впечатления блогера с красивым ником Подснежник:
Наша платформа — цинизм…
da_galanthus
Пожалуй, давно я не ругала себя так, как сегодня, за то, что не озаботилась взять диктофон на сегодняшнее заседание Мурманского отделения Русского ботанического общества. Потому что в конце этого заседания директор Геологического института КНЦ РАН Юрий Леонидович Войтеховский встал и сказал буквально несколько фраз по поводу того, что сейчас происходит в Хибинах и с теми людьми, которые с этими событиями связаны. Про то, кому и что на самом деле нужно, про поспешно высказанную Президиумом КНЦ поддержку планов Северо-Западной Фосфорной Компании, про Партомчорр, Куэльпорр и оценку радиационной безопасности, про профессионализм…А вы этого не услышите, потому что я — растрепа!:(((
Но мне кажется, одна из самых важных вещей, которая была сказана, звучала так: «Знаете, надо просто честно признать, что наша платформа — цинизм…»
Ну если тезисно и по сути, то было сказано :
1. Нужно честно признать, что разработка месторождений — это чисто коммерческий проект. Это бизнес, направленный на получение прибыли. А не на что-то еще.
2. Странно вообще в данной ситуации слышать о каком-то выборе дороги. Стройте дорогу вокруг Хибин, вдоль Имандры и железнодорожных путей и возите руду. Потратьте денег! Потому что это нужно компании, а не кому-то еще.
3. В любой цивилизованной стране (ссылка на скандинавских соседей) реализация такого проекта была бы просто не возможно, если не получено согласие местного населения.
4. Не надо говорить неправду — при подготовке документов по Партомчорру просто не рассматривался вопрос реальной оценки радиационной безопасности при ведении добычи на Партомчорре, который находится буквально в нескольких километрах от места проведения двух подземных ядерных взрывов на Куэльпорре. По-хорошему, в этом случае все работы нужно останавливать и проводить тщательные исследования в этом направлении. Но это не делается. Это верх непрофессионализма!
5. Большие сожаления по поводу так стремительно высказанной Президиумом КНЦ РАН поддержки планам СЗФК. Ю.Л. просил записать свое особое мнение в протокол, но пока не видел результатов. А видел пресс-релиз компании, в котором вместо этого особого мнения озвучивается предложение вести мониторинг.
6. «Я вот говорю все это, а вы — представители компании — сидите и улыбаетесь. Потому что уверены, что все будет так, как нужно вам. Так что надо просто честно признать, что наша платформа — цинизм..» (Друзья, вы понимаете, что это конечно не дословная цитата! Я просто не смогла придумать, как это написать близко к тексту своими словами без кавычек и не придумала. Так что это мой вольный пересказ:)
А вообще — геологи — они молодцы! О радиационной «безопасности» говорил не только Войтеховский, но и его коллега — Михаил Петровский. Коллеги говорили о том, что оба месторождения находятся на одном сухом разломе. И о том, к чему могут привести в данном случае взрывы на Партомчорре. И просто потряс вопрос членов ученого совета ПАБСИ: «А откуда вы знаете, что они на одном разломе?!» Михаил, как мне кажется, даже опешил от такой постановки вопроса. Т.е. то, что это говорят не любители-краеведы, а специалисты, которые занимаются изучением геологии — в том числе и Хибин, что эти разломы вообще-то указаны на геологической карте — это у «ученых» из ПАБСИ (простите, ну тут не могу без кавычек:(!) просто остается за рамками восприятия…
Даю предсказание. Все, что предлагает СЗФК — одобрят. На открытие трассы приедут толстопузые, бородатые мужики в женских ночнушках и освятят это, размахивая мокрой метелкой по веселым мордашкам строителей. А это значит, что все одобрено с самого ВЕРХА.