Большинство жителей города видели местных депутатов только на листовках в предвыборную кампанию да изредка по местному телевидению. Мало кому приходит в голову обращаться к ним за помощью. А вот соседке моей пришлось.
Вера угасла
Соседка, работающая пенсионерка, однажды задалась целью узнать: почему наш подъезд больше сорока лет не ремонтировали, да и убирают в последнее время через пень-колоду? И, естественно, отправилась в управляющую компанию. А там ей говорят: Вы не по адресу, добивайтесь ремонта в администрации, дескать, это от города нам достались дома в таком состоянии.
Пошла она в указанном направлении, а там ее встретили веселым смехом, видно, забавной показалась ситуация специалистам отдела ЖКК. Обиделась моя соседка и пошла к депутатам, решила — раз один из них к ней в сад ходил, а второго уже в школе учила, наверное, помогут.
Застать в часы приема избранников ей не удалось, но телефонные разговоры с ними состоялись. В их подробности вдаваться не буду, скажу лишь, что ни один из депутатов не попросил дать ему время на то, чтобы вникнуть в этот конкретный случай. Зато соседка получила совет — пройти по подъезду и собрать деньги на материалы, а уж с ремонтом ей постараются помочь. Ее слабая вера в депутатские способности и возможности совсем угасла.
А я решила (используя часы приема) провести опрос среди членов городского Совета, спросить: как часто к ним обращаются люди и удалось ли кому-то реально помочь?
В очереди к депутату
В “положении о статусе” про отношения депутатов и жителей говорится очень просто: “депутат должен поддерживать связь с избирателями”. А уж как он эту связь поддерживает — его личное дело. Хотя я, например, еще помню времена, когда избранники народные не ленились сообщать через газету заранее о месте и времени встречи — приглашали, так сказать, людей пообщаться. Были и такие, кто публиковал отчеты о своей работе. Видимо, было чем гордиться.
Сейчас время встречи с любым депутатом можно найти на сайте администрации или узнать у секретаря. Пятеро из них заявляют о готовности встречаться с избирателями каждую неделю, двое — два раза в месяц, все остальные — один раз. Примерно половина депутатов принимает в Совете, остальные — по разным адресам.
Я составила расписание, чтобы определиться, кто из депутатов будет принимать в те дни, когда я смогу выкроить время. Первая же среда показала — опрос может и не состояться. Двоих депутатов, принимающих в Совете, на месте не оказалось. Правда, с одним из них секретарь тут же связалась — он был в отъезде и предложил прийти в другой день.
Отправилась по адресу приема третьего депутата — опять неудача. Но здесь заверили: завтра будет. Повезло с четвертым, хотя в Старые Апатиты я ехала уже без особой надежды. Однако пришлось даже в очереди посидеть — новоиспеченный депутат Андрей Бугаев вел прием с двумя помощниками. Он работает в городском Совете совсем недавно (был доизбран на место Константина Никитина, ушедшего в областную Думу) и, видимо, интереса к живому общению еще не потерял. Рассказал, что обращаются люди часто, иногда по телефону. В большинстве случаев — с коммунальными проблемами. В ноябре, например, удалось посодействать жильцам одного из домов в поисках хозяина квартиры — из-за протечки в ней подъезд остался без воды.
Не поймала
Понедельник оказался еще более неудачным — из пяти избранников народных мне не удалось застать ни одного. Правда, настроение подняла секретарь Совета. Когда я в очередной раз появилась у нее с вопросом “А что, депутата опять нет?”, она заподозрила меня в провокации: “Вы нарочно их ловите?”
Ради справедливости могу сказать, что один депутат был готов общаться со мной по телефону или подъехать минут через десять. Но мне нужно было идти еще по четырем адресам, и ждать я не стала. В результате одна закрытая дверь, один ответ “Его нет” и незабываемое путешествие по Старым Апатитам в поисках места приема.
Дело в том, что на сайте администрации адрес приема у Юрия Евгеньевича Кровлина был обозначен как Жемчужная, 15а (в кабинете участковых). Туда я и отправилась. За металлической дверью меня встретила полная темнота, на “ау!” никто не отзывался. На ощупь, с телефонным фонариком добралась до двери, рядом с которой лист бумаги информировал: опорный пункт переехал в другое место — в бывшую школу №8 на улице Кирова. Правда, там я тоже никого не нашла.
Позже на мою просьбу уточнить адрес приема и исправить его на сайте секретарь заявила: “У нас все сведения точные!” А через несколько дней я проверила — вместо старого адреса уже стоял “кабинет №200”. Так что, теперь сведения наиточнейшие, и то хорошо!
С пятым депутатом у меня осечка вышла: прием до 18 часов, а я прибежала в одну минуту седьмого. “Вот только что уехал”, — объяснили мне. Ну что ж, сама виновата…
Все же люди
Если честно, в этот понедельник я уже поняла, что опрос мой сорвался, но решила воспользоваться еще двумя приемами — вдруг повезет? И повезло! Правда, один депутат меня не принял — у него почему-то в часы приема важное совещание проходило, а вот второй — Ирина Ушкина — оказался на месте.
По словам Ирины Викторовны, к ней обращаются и не в часы приема, и по телефону. Иногда бывает затишье, иногда — аншлаг. Хит обращений, конечно, коммунальные проблемы. А последний, кому удалось помочь, — человек, оставшийся без прописки, который из-за этого не мог получить инвалидность. Пришлось долго искать возможности, договариваться, сопровождать человека на всех этапах. Но у них все получилось.
На этой доброй ноте я от своей затеи отказалась, ведь из одиннадцати депутатов встретиться удалось с двумя, а значит, можно предположить, что оставшиеся девять попыток не увенчаются успехом. Но отнимут очень много времени.
Не думаю, что современные депутаты от людей прячутся, просто не придают особого значения личным встречам. А может, устали за три года (а некоторые и больше) депутатства. Как объяснила мне секретарь Совета: “Все же люди, могут заболеть или в командировку уехать”. Наверное, в таких случаях было бы уместно находить способы информировать людей, хотя бы ради уважения.
Понятно, что, кроме “приема граждан”, депутаты много времени тратят на заседания Совета, участие в работе комиссий. И все-таки уверена: если уж взялся за гуж…
В марте останется всего год до выборов нового Совета. Есть у меня подозрения, что многие избранники опять станут “ближе к народу”. А пока, если будет необходимость попросить помощи у своего депутата, запаситесь временем и терпением.