В календаре профессиональных праздников этот день не отмечен, хотя большинство бухгалтеров отмечают его 21 ноября, когда Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал Закон “О бухгалтерском учете”. Существует и Международный день бухгалтерии, отмечаемый 10 ноября. Эта дата выбрана в связи с публикацией в 1494 году в Венеции труда итальянского ученого Луки Пачоли “Все об арифметике, геометрии и пропорции”. Одна из глав этой книги содержала информацию о бухгалтерских счетах, а Пачоли был назван “отцом бухгалтерии”.
О том, каким видят образ бухгалтера режиссеры, писатели, поэты и музыканты, участникам семинара рассказали студенты четвертого и пятого курсов специальности “Бухгалтерский учет, анализ и аудит” КФ ПетрГУ.
Студенты изучили множество литературных источников и подготовили презентации.
Великий французский писатель Оноре де Бальзак ненавидел бухгалтеров, его художественный талант сильно подорвал престиж профессии. В романе “Прославленный Годиссар” Бальзак писал, что среди счетных работников “можно было встретить лысых зябких субъектов, обмотанных фланелью, ходивших в потертом, заношенном платье, с тростью из терновника и с неизменным зонтиком в руках. Эти люди, стоящие где-то между безбедно живущими швейцарами и полунищими рабочими, были слишком далеки от административных верхов, чтобы мечтать о каком-то повышении, и играли роль пешек на шахматном поле бюрократии”. Бухгалтера во времена Бальзака не уважали.
Легко вспомнить тех, кто мимоходом или специально поливал бухгалтеров черной краской: Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, Платонов и Булгаков. По страницам их произведений бродят бухгалтеры — бюрократы и буквоеды, злые недалекие люди, в лучшем случае — комические фигуры.
Борис Лавренев в произведении “Срочный фрахт” описывает работу бухгалтера: “Свисающие на шнурах лампы струят мертвое сияние на высокие конторки, на лысины, на землистые лица в очках, склоненные над гроссбухами и ресконтро. Обладатели этих лиц так же жестки и сухи, как бумага конторских книг, и когда они шевелят губами, кажется, что губы шелестят, как переворачиваемые страницы…”. “Царство жадности” — вот что такое бухгалтерия, по мнению советского писателя.
Ильф и Петров своего подпольного миллионера Корейко показали бухгалтером, а точнее, счетоводом второго разряда в конторе “Геркулес” с черными нарукавниками, счетами и несимпатичным умением перемножать в уме огромные числа.
Упоминается бухгалтер и в другой культовой отечественной книге — “Мастер и Маргарита” Булгакова. Это Василий Степанович Ласточкин, бухгалтер театра “Варьете”.
Немного “подправил” образ бухгалтера Даниил Гранин. В романе “Искатели” бухгалтеры названы Граниным “изобретателями средств, которые повышают рентабельность”. Позже появились повесть Бориса Полевого “Золото” и роман Евгения Дубровина “Дивные пещеры”, где бухгалтеры стали уже главными и положительными героями, наделенными “бухгалтерской точностью мыслей и поступков”.
Много примеров приведено в замечательной книге выдающегося отечественного теоретика и историка бухгалтерского учета Ярослава Соколова, которая так и называется — “Образ бухгалтера в литературе и кино”. Автор отмечает положительную оценку бухгалтерской профессии в произведениях нобелевского лауреата по литературе Джона Голсуорси: “Если Сомс кому-нибудь верил, так это бухгалтерам. В “Саге о Форсайтах” бухгалтеры Сэндис и Дживон — неподкупные люди”.
Британский писатель Грэм Грин в романе “Суть дела” описывает агента разведки, работающего под прикрытием “бухгалтер Объединенной Африканской Компании” в период второй мировой войны. По замыслу писателя бухгалтер — одна из профессий, наименее привлекающих к себе внимание. А Артур Хэйли в романе “Менялы” говорит о простоте бухгалтерской профессии.
В русской поэзии 60-х годов образ бухгалтера представлен в стихотворении Андрея Вознесенского “Антимиры”, где он в шуточной форме описывает бухгалтера Букашкина.
А как же представляют себе образ бухгалтера режиссеры? Студенты показали участникам семинара кадры из художественных фильмов. На экране появилась Шура из фильма “Служебный роман”, которая с трудом вспоминает, что она работает в бухгалтерии, Александр Иванович Корейко из фильма “Золотой теленок”. Но, пожалуй, самый известный бухгалтер из советского кино — это персонаж Анатолия Папанова в фильме “Белорусский вокзал”. Проблема конфликта главбуха-пенсионера и молодого энергичного руководителя сегодня может показаться неактуальной, но она подчеркивает необходимый консерватизм нашей профессии.
В советском фильме “Уходя — уходи” главный герой, работающий в бухгалтерии, показан человеком скромным и нерешительным. И только к концу фильма, расправившись с главным деревенским хулиганом, он обретает мужество.
В современных зарубежных фильмах бухгалтеры годятся на роль идеальной жертвы, как, например, герой Эвана МакГрегора в фильме “Список контактов”.
Еще один довольно распространенный стереотип в западных фильмах — бухгалтер мафии. За ним гоняется герой Де Ниро в фильме “Успеть до полуночи”. Такого рода бухгалтер разрабатывает финансовые схемы для русского олигарха Омовича в фильме Гая Риччи “Рок-н-ролльщик”. Должность “бухгалтер мафии” встречается в фильмах “Заложник”, “Глория” или нашумевшем “Туристе” с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли.
Кажется, что литераторы и киношники не ценят бухгалтерский труд. Но в большинстве перечисленных фильмов бухгалтеры выходят победителями из трудных ситуаций. Они обводят вокруг пальца жестоких преступников, а застенчивому бухгалтеру удается добиться любви знаменитой красавицы.
Профессия бухгалтера — очень важна и востребована, без них не обходится ни одно предприятие, а работники бухгалтерии аккуратны, ответственны, усидчивы и терпеливы.
В подготовке семинара особо отличились студенты специальности “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, будущие бухгалтеры-аудиторы М. Самарская, М. Романова, Е. Фильчакова, Н. Бургела, Е. Смирнова, О. Павлова, Е. Карачева, И. Карнаухов. Молодцы, ребята!
В.Н. Молчанова, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита КФ ПетрГУ,
кандидат экономических наук, доцент.