Говорят, что во время войны на реке Умба семгу ловили целыми карбасами, очень много сдавали государству.
А сейчас в реку заходит всего 500-800 штук за сезон. Рыбы стало намного меньше, и не только в Умбе. И если бы не местный рыбозавод, неизвестно, была ли бы в реке семга вообще…
От “сажалок” до заводов
Человек начал разводить рыбу еще на заре цивилизации. Около четырех тысяч лет назад в Китае создавали пруды для разведения рыбы. В Древнем Риме в бассейнах, садках и так называемых “сажалках” содержались палтус, кабала, мурена и другие породы рыб. В России рыбоводство также имеет многовековую историю. Уже в XXI-XXIII веках в письменных источниках встречаются сведения о выращивании рыбы в прудах. В то время выращиванием рыбы занимались в основном в монастырских и помещичьих хозяйствах, а в XV веке в России уже появились государственные пруды.
В 1771 году гамбургский предприниматель Стефан Якоби разработал технологию искусственного оплодотворения икры форели и атлантического лосося, чем практически заложил основу для создания рыбозаводов. В середине XIX века русский ученый-ихтиолог Владимир Врасский открыл “сухой способ” осеменения икры, и в наши дни им пользуются рыбоводы всех стран. Во многом благодаря его открытиям около полутора столетий назад первые рыбоводные заводы появились в России.
Особенно интенсивно рыбоводство стало развиваться в XX веке, когда состояние природной среды начало резко ухудшаться, а численность промысловых рыб сокращаться. Изменение условий среды и возросший спрос на рыбную продукцию потребовали от человека обратить особое внимание на производство рыбы в искусственных условиях. В 1932 году в поселке Умба появился завод по выращиванию мальков семги.
Эффект хоминга
Сейчас весь штат рыбоводного завода состоит из семнадцати человек, восемь из них — рыбоводы.
— Мы занимаемся пополнением умбской генерации семги, — рассказывает Анастасия Баланина, главный рыбовод Умбского рыбоводного завода. — У этой рыбы сильно выражен “эффект хоминга”, она возвращается в те места, где родилась, после того, как нагуляется в Атлантическом океане, отсюда и еще одно название у семги — атлантический лосось. На реке у нас построено заграждение, в середине которого находится ловушка. Мы ее поднимаем один раз в сутки и отлавливаем рыбу с икрой и молоками — производителей.
В сентябре отобранных особей мы перевозим на завод и ждем полного созревания, когда самки будут готовы отдать икру, а самцы — молоки. Некоторых производителей мы ловим в сентябре-октябре и выдерживаем в садках целый год, до следующей осени.
Икра созрела, значит, рыбу можно “доить” (в ихтиологии и рыбоводстве термина “доить” не существует, это своего рода рыбоводный фольклор). В эмалированный таз мы отцеживаем икру, самка при этом остается живой, мы ее выпускаем. Каждая семга может дать от семи до десяти тысяч икринок. Затем в этот же таз выдавливаем молоки из самца, перемешиваем. Самец тоже остается живым, и мы, бывает, даже используем их по два-три раза.
Икра оплодотворяется, после чего мы ее промываем, переносим в зимний цех и помещаем в инкубационные аппараты, где темно и тихо. Начинается созревание мальков.
От икринки до рыбки
В природе наибольшая гибель мальков происходит на первом году жизни — выживает не более 10-13 процентов всех мальков, вышедших из икринок. В условиях рыбоводного завода выживает до 80 процентов, это хороший результат, говорят специалисты.
Проточная вода из реки протекает прямо через зимний цех рыбозавода, здесь нет ни насосов, ни нагревателей, — все, как в естественной среде. К маю икринки превращаются в личинки, но они совершенно беспомощны, лежат практически без движения на дне и питаются за счет своего желтка, пища извне им не нужна. Температура воды становится выше, личинки становятся более активными, используют весь желток, и их начинают подкармливать искусственными кормами, переводят на активное питание.
— Это самый сложный из всех процессов, рыбу приучают к корму, как собаку Павлова, — продолжает Анастасия. — Приходим кормить, включаем свет, надеваем белый халат. Корм выдали — свет выключили. Мы выращиваем мальков только до года, а затем в конце апреля выпускаем в реку, пока она еще не совсем вскрылась ото льда. В это время и главный враг малышей-годовичков, щука, находится на нересте, и чайки еще не прилетели. В каждом выпуске от 300 до 400 тысяч рыб, и выпускают их в места, рекомендованные сотрудниками ПИНРО, которые в летнее время изучают состав воды, качество грунтов, глубину, распределение дикой и заводской молоди и другие характеристики Умбы.
Мальков помещают в двойные полиэтиленовые мешки с водой, накачивают кислородом, крепко завязывают и в таком виде три-четыре часа везут на машине и снегоходе. Последние годы активное участие в выпуске молоди принимает ОАО “Апатит”, предприятие бесплатно предоставляет вертолет, чтобы попасть в труднодоступные места и удаленные точки. В реке семга находится от двух до четырех лет, затем уходит в море и через год-два-три возвращается домой полностью созревшей. И затем весь процесс повторяется заново.
Уважаемый автор! Либо вас ввели в заблуждение либо вам не все сказали. В статье явное противоречие:»в реку заходит всего500-800 штук за сезон а выпускают 300-400тыс шт в год!»Если бы из выпускаемой рыбы выживала хотя бы 10%,то река кишила бы рыбой.А ее нет, поскольку проблема совершенно очевидна.Устье реки -особенно! и всю реку перегораживают сетями .Государственные органы этой проблемой не занимаются или не хотят заниматься,поскольку в браконьерском » бизнесе»крутятся огромные деньги. Существующие на сегодня люди и средства физически не в состоянии бороться с этим беспределом. И если дело обстоит так, как вы пишете в статье ,то это профанация и выбрасывание бюджетных средств на ветер.Не выживает изначально дикий организм после искусственного вскармливания в дикой среде! И отсутствие рыбы в Умбе тому подтверждение! Эти средства нужно направить на охрану реки от браконьеров и тогда семга сама в естественных условиях отложит икру и рыбы будет очень много!А весь персонал завода трудоустроить на одной из рыболовных баз которые живут именно за счет рыбалки и заинтересованы в охране реки( сами как могут занимаются этим).Я пишу вам об этом поскольку знаю эту проблему не по-наслышке.ДЛя решения нужна государственная воля,а ее нет! Если интересно покопаться вглубь-готов пообщаться.Не побоитесь побороться с коррумпированными гослюдьми-пишите,зацепим заоодно и заигрывание государства с малыми народностями-там с головой власть придержащих-вобще беда.Скоро! мы с вами будем на Кольской земле людьми второго сорта!
в газете пишут что рыбоводству в России много веков. начинается всё в 21-23 веках. 🙂
так статья то в качестве рекламы. и такое ощущение, что редакторы проплаченные статьи вообще не читают, а сразу отправляют в печать.
Рекламные статьи всегда публикуются в рубрике «реклама». По-другому не бывает.