Во время одного из рейдов ГИБДД инспекторы остановили маршрутное такси. Проверили документы и выяснили, что маршрутка нелегальная, а за рулем — водитель, по вине которого в автомобильной аварии несколько лет назад погибла молодая женщина. Интересно, если бы пассажиры знали об этом, они бы сели в эту маршрутку?
Бесплатно прокатилась
В прошлую субботу примерила я на себя роль “подсадной утки” — по просьбе сотрудников ГИБДД прокатилась в маршрутке. Вроде приличная машина: не гремит и не разваливается, водитель тоже вел себя нормально, только по телефону разговаривал.
Но я точно знала: маршрутка “нелегальная”, у водителя нет документов, необходимых для перевозки людей. Справедливости ради надо сказать, что на его автобусе номера маршрута не было, а на официальных он аж с трех сторон указан — 102.
К концу моего путешествия водитель заметил сзади автомобиль ГИБДД и денег с меня не взял. Хотя те, кто выходил раньше, деньги платили. Как потом объяснил водитель, людей он просто подхватил по дороге, мол, жалко их стало. А деньги брал, потому что “они дают и выходят, ну не вслед же мне их кидать”.
Легальные под контролем
По маршруту 102, кроме автоколонны, перевозить людей могут только машины Юрия Логинова — с Юрием Николаевичем министерство транспорта и связи Мурманской области заключило соответствующий договор. А значит, только его 25 микроавтобусов являются легальными маршрутными такси. Все остальные — нелегалы.
Главное отличие в том, что легальные водители обязаны проходить ежедневный медосмотр, а машины — регулярный техосмотр, что контролирует ГИБДД. Кроме того, все пассажиры легальных маршруток застрахованы, а значит, случись с ними что-то в дороге, они получат страховку. Только чтобы подтвердить свою поездку, пассажир обязательно должен взять у водителя билет. А нелегалов инспекторы ловят, в том числе и с помощью бдительных пассажиров.
Впрочем, для многих вопрос, в какую маршрутку садиться, не имеет значения — лишь бы доехать.
Вам выбирать
В договоре с Юрием Логиновым указано, что его маршрутки обязаны выполнить 41 рейс каждый будний день и по 26 — в выходные. В часы пик, согласно договору, максимальное количество машин на рейсе — пять в течение часа, а интервал между рейсами не более 10 минут.
— Мы обязательства выполняем, и более того, водители корректируют рейсы, выезжают раньше, если один звонит другому и говорит, что остановки забиты людьми, — говорит Юрий Логинов. — Проблема в том, что многие ждут муниципальных автобусов, на которых есть льготы, действуют проездные. Только ходят они реже, чем нужно.
— Вряд ли кто-нибудь мог предположить, что в автоколонне возникнет кадровый кризис, когда с нами заключали договор, — продолжает Юрий Николаевич. — Очень многие стали пользоваться маршрутным такси. Договор уже не перепишешь, а значит, количество машин я увеличить не могу. В ближайшее время мы совместно с автоколонной отрегулируем расписание, и, может, тогда людям будет проще.
А проблемы с нелегалами, по словам Юрия Николаевича, есть — они все-таки “перехватывают” часть пассажиров, а значит, и прибыль. Но это выбор людей.
Юрий Николаевич, я стоял у остановки «Север», пытаясь уехать в Кировск утром, мне не нашлось места в первых 4 ГАЗелях, я замерз, заболел, опоздал, не мог ходить на работу несколько дней, потерял часть дохода.
Вы не будете возражать, если я, собираясь в Кировск в следующий раз, поеду на своей личной машине и подберу несколько таких же замерзающих, опаздывающих пассажиров?