Враги все те же…
Вы помните, о чем писали в своих школьных опусах на экзаменах и контрольных? Я недавно вернулась к тем годам. Разбирая ящик письменного стола сына, вдруг обнаружила толстую папку. Внутри лежали творческие работы по русскому языку, написанные разными почерками. Первое сочинение, ручка с чернилами, датированое 2 февраля 1966 года, сразу привлекло внимание. Как оно оказалось у моего сынка, история умалчивает, но, прочитав его, я невольно окунулась в прошлое…
Сочинение посвящено творчеству Владимира Маяковского, начинается с изложения основных ленинских принципов коммунистической партийности в литературе. Забыли, в чем они заключались? А кто-то их, наверное, и вообще не знал…
Юный автор пишет, что связаны эти принципы с борьбой за социализм, за переустройство жизни, за свободу и счастье, веру в будущее, глубокую человечность и ненависть к угнетателям. Столь высоким задачам по идеологии тех лет должна быть посвящена литература социалистического общества. А поэзия Маяковского, в изложении школьницы, неразрывно связана с социализмом и “беспощадным и гневным обличением мерзостей эксплуататорского строя… Его стихи вдохновляли народные массы на борьбу с врагом, призывали к мужественной и дружной борьбе против империализма, воспевали героизм советских людей, которые в труде и бою создавали новое общество…”
А кто злейшие и опаснейшие враги советской власти, забыли? Напоминаю: бюрократизм, мещанство, волокита в государственных учреждениях, оставшиеся в наследство от старого строя…
Странно, сегодня мы живем в принципиально другом обществе и строе, а проблемы все те же. Только непонятно, от какого строя они нам достались?..
“Советские поэты учатся у Маяковского, ведь его поэзия по своему идейному содержанию — новаторская, она указывает путь каждому честному человеку на земле, сердце которого принадлежит народу…” — такими высокопарными словами заканчивает свое сочинение школьница шестидесятых годов. За него она получила “пятерку”.
Жаль, конечно, что найти эту кировчанку невозможно, а было бы интересно, как сложилась ее судьба. На листках не сохранилась ни ее фамилия, ни номер школы, в которой она училась…
Новые люди
Но вот другая экзаменационная работа, написанная выпускницей школы №1 Кировска пятнадцать лет спустя. Тема — “Воспитание нового человека в огне революции на основе романа Фадеева “Разгром”. Эх, помню, нас тоже заставляли читать этот роман, который в шестнадцать лет ничего, кроме скуки, вызвать не мог. Но читали же и сочинения после писали. Многие тупо списывали фразы из каких-либо литературоведческих книжек и получали хорошие отметки за чужие, но “правильные” мысли. А те мои ровесники, кому было лень идти в библиотеку, слыли идеологически неподкованными троечниками. Правда, жизнь показала, что именно они оказались в дальнейшем вполне успешными людьми…
Сочинение в моих руках — с отличной отметкой, отмечено красными чернилами председателем экзаменационной комиссии, учителем Геллер. В нем десятиклассница подробно описывает процесс становления нового, революционного человека. Главная мысль: только участие в боях за советскую власть может переломить сознание и сделать тебя подлинным героем и истинным патриотом своей Родины. Конечно, кто-то скажет, что все это прошлый век. Но мы и правда тогда считали себя патриотами своей страны…
По душе…
В сочинении десятиклассницы от 1992 года я уже не нашла практически никакой идеологической платформы. Девушка посвятила его творчеству Сергея Есенина, и здесь нет ссылок на ленинские принципы и другую дребедень. Хотя о любви к Родине ученица говорит много, считая эти чувства главными в произведениях поэта. Все изменилось, в том числе и требования к школьным сочинениям. И уже вряд ли кто-то из нынешних ребят напишет подобное:
“Глядя на то, с каким знанием дела и удовольствием трудятся советские люди, как радуются они своим трудовым победам, заражаешься их азартом и испытываешь чувство любви к родной земле. Ведь в мире капитала, кризисов и нищеты человек не может быть свободным, а многие вынуждены умирать от голода. И только в нашей стране все люди не только имеют право на труд, они выбирают себе работу по душе, становятся мастерами, посвящая себя любимому делу…”