Ветераны Отечественной войны уходят, с каждым годом их все меньше. Их рассказы о том времени могли бы стать огромным романом о судьбах. Но, как правило, воспоминания ветеранов остаются лишь в памяти близких людей.
Танкист Горбатов
О военной жизни своего отца Валентина Морозова знает мало, говорит, сам отец не рассказывал, а они с сестрой, пока он был жив, тоже не очень расспрашивали.
— Тогда о войне в школе много говорили, информации вроде бы хватало, — говорит Валентина Григорьевна, — а о том, что отец все это прошел, как-то и не думалось. Мы, конечно, знали, что он воевал, был ранен, но без подробностей. Только мама иногда рассказывала, отец войну вспоминать не любил.
Отец Валентины — Григорий Семенович Горбатов, родился в Омской области. С будущей женой познакомился, оказавшись проездом в Хабаровском крае. Там молодая семья и жила до войны. Григорий уходил на фронт со станции Тырма, было ему тогда 29 лет.
— По старым документам отца видно, где и какие курсы он проходил в начале своей службы, — рассказывает Валентина Григорьевна. — Все ускоренные: военно-политического училища, танкового технического училища. Отец воевал в танковых войсках, и День танкиста в нашей семье отмечали всегда.
Григорий Горбатов, как многие в то время, вступил в партию на фронте, в декабре 1941 года. Фанатичным партийцем не был, как вспоминает дочь, но партийный билет хранил до конца.
Победу старший техник лейтенант Горбатов встретил в госпитале. Всю войну прошел невредимым, а за месяц до победы получил ранение в ногу и попал в госпиталь где-то под Веной.
— Рассказывал, что госпиталь располагался на освобожденной территории, — говорит дочь, — и когда вдруг с улицы стали доноситься стрельба и взрывы, раненые решили, что это нападение, к которому госпиталь был не готов. Но оказалось, что так войска праздновали очередную победу — стреляли в воздух.
Возможно, это было 13 апреля, когда войска Третьего Украинского фронта окончательно отбили Вену у противника, заставив его отступить на север.
На первом месте
Григория Горбатова из армии отпустили домой не сразу после Победы. Около года он служил в Болгарии, куда к нему приехали жена с сыном, который родился после ухода отца на фронт. Затем была Грузия, а осела семья уже в Калининградской области. Приехали к родственникам в поселок Гусево, понравилось, решили остаться. Сами отремонтировали разрушенный дом, в нем и родилась Валентина, а затем ее сестра.
— На Север отец попал случайно, — говорит Валентина Григорьевна, — в 1963 году приехал в отпуск к сестре, молодой город ему очень понравился. Работы здесь было много, отца позвали на фабрику, в фильтровальный цех. В нем он до пенсии и работал.
В начале шестидесятых Апатиты активно строились, и квартиру Горбатову дали уже через девять месяцев. Через много лет, после выхода отца на пенсию, семья, сдав квартиру, вернулась в Гусево. Но Валентина вернулась — ей, как и отцу, нравится здесь жить.
— Папа умер, когда ему был 81 год, — говорит дочь, — немного не дожив до юбилейной даты Победы. А праздники, связанные с войной, службой и победой, всегда были у него на первом месте.