Все началось с тактильных ощущений. Глазами, ушами, носом — это да, это верно, всем этим мы тоже любим. Однако осязание, полагаю, — главное. Вы можете долго не видеть любимого, не слышать (и не исключено, к счастью, потому что он порой такую ахинею несет, даже слушать больно). Вы можете не ощущать его запаха. Но если у вас нет возможности обнять его или потрогать — это тяжело. И возникает непреодолимое желание обнять хоть кого, лишь бы получить этот загадочный тактильный допинг.
Недавно приятельница предложила: давай обнимемся! Она сейчас в ожидании новой любви. И обняла, и прижалась, и застыла. Я впитывал ее тепло, она — мое. Обменялись и пошли дальше, каждый своей дорогой. И она улыбалась.
Я думаю, как только живые организмы научились осязать, тут же они получили способность любить. У меня есть знакомая девушка Яна, она скоро станет гидробиологом, и тогда мы привлечем ее в качестве эксперта: выясним, способны ли осязать древнейшие одноклеточные — амебы и инфузории туфельки. И коль дано им это удовольствие, значит, они обнимаются тоже и любовь наверняка им не чужда.
Не ухмыляйтесь. Обниматься любят кошки и собаки, кролики и домашние крыски. Моя знакомая лошадь по кличке Чемпионка обожает обвить человека своей длинной, изящной шеей. Самые настоящие объятия, только по-лошадиному. Дельфины! В Карибском море я обнимался с дельфином, притом инициатором был он. На ощупь дельфин теплый и мокро-шершавый. Кстати, это одно из самых невероятных и радостных объятий в моей жизни.
Змеи свиваются в клубки. Говорят, чтобы погреться. Но и мы ведь льнем друг к другу не для взаимного охлаждения. Может, змеи в клубках не только тела, но и души свои отогревают.
А вот черепах жалко. Сложно им. Видел я, как черепахи обнимаются: сложите два деревянных корыта — одно дном кверху, другое — наоборот. Получится нечто, похожее на объятия черепах. А если равномерно постукивать верхним корытом по нижнему, можно представить черепашью любовь. У меня в Греции есть знакомая, у которой живут довольно крупные черепахи. Вольер расположен рядом с окнами ее спальни. Иногда на рассвете этими серыми нелепыми существами овладевает страсть. И хозяйка подскакивает и несется, тараща глаза, к двери с криком:
— Кто там?!
Однако мы отвлекаемся. Может быть, ученые и доктора точно скажут, зачем нам нужны приятные тактильные ощущения, однако это и не важно. Главное -нужны. Детские психологи рекомендуют трогать детей (своих!). Чтобы ребенок чувствовал, что он любим и нужен, чтобы ему было тепло и уютно в этом мире, его надо касаться и обнимать. К сожалению, цифр не помню, что-то около двадцати раз за день. Но если вы сделаете это тридцать раз, беды большой, уверен, не будет. И что любопытно, мальчики требуют ласки больше, чем девочки. Потом все поменяется, но в детстве именно так.
У меня есть знакомая девочка Маруська, ей нет еще и года, но обниматься она любит от души. Но пока только с мамой. С папой она играет и балуется, а как обниматься — только мама.
Зачем нам эта потребность, не знаю. Казалось бы, понятно, по аналогии с другими органами чувств. Любоваться лучше восходом солнца или цветами, нежели переполненными мусорными баками. Слушать лучше музыку, а не визг ножа о пенопласт. Носу милей свежая клубника или свежие огурцы, но не нашатырь и хлорка. И все же без красивых картин, сладких звуков и ароматов прожить легче, чем без объятий.
И ведь эта потребность до старости живет в нас. Может, по той же причине, что и в детстве, — чтобы мы не чувствовали себя одинокими и никому не нужными? Так что, отложите сейчас газету и пойдите обнимите кого-нибудь. Не важно, кого, главное — от души и крепко, то есть по-хорошему.
Ваш Игорь Дылёв.
Осязайте!