Эта культура мало изучена, и сведения о ней зачастую противоречивы. Ответы на многие вопросы представители кировской саамской диаспоры дали на встрече в ДК, посвященной Национальному дню саамов, который отмечается 6 февраля.
Женщины не в счет
Ведущие вечера рассказали, что, по некоторым предположениям, саами живут на Кольской земле уже чуть ли не четыре тысячи лет. Здесь они занимались охотой и рыбалкой, пока практичные ненцы не научили их оленеводству.
Жили саами родовыми общинами от 70 до 300 человек, и каждая имела свою территорию. Кстати, саами свою перепись вели только по представителям мужского рода, женщин не считали. До прихода христианства саами были язычниками и поклонялись природе. Например, чтобы напиться, саам бросал в озеро монетку, как бы покупая воду у него. Чтобы задобрить различных духов, приносили жертвы — мясо, сало, кровь, прося их об удаче на охоте. Теперь почти все саами — православные христиане.
Саами никогда ни на кого не нападали, а только оборонялись от шишей, чуди, шведов, викингов и других северных захватчиков, которые грабили их поселения и уводили оленей и молодых женщин. Однажды чудь напала на одну саамскую общину, дело было зимой. Те успели уйти в горы, но преследователи шли за ними по пятам и оказались в большом ущелье. Тогда смекалистые саами связали несколько пар оленьих вожжей, взобрались по ним на вершину горы и спустили на своих врагов лавину, под которой вся чудь и погибла.
Народ саами, кроме прочего, еще и романтичен. Например, Имандра переводится с саамского примерно так: “Озеро со сложной береговой линией, с множеством островов”. Но о нем сложена красивая легенда: Имандрой звали девушку, которая так сильно оплакивала смерть возлюбленного, что наплакала целое озеро слез.
А вот саамское слово Вудъявр (озеро у подножия горы) пишется неправильно, об этом мне поведала учительница саамского языка Светлана Заборщикова. Правильно писать — Вудтявврь (с длинным “я”). А название горы Айкуайвенчорр Светлана Егоровна перевела как “Гора головы мудрого деда”.
Про памперсы и бабушек
В течение всего вечера публика задавала самые разнообразные вопросы:
— Правда ли, что саами спят голышом?
— Неправда.
— Были ли саами многоженцами?
— Не были.
— А правда ли, что памперсы придумали саами?
— Правда! Саами издревле применяли мох сфагнум вместо пеленок. Он отлично впитывает влагу, обладает дезинфицирующими свойствами, и у ребенка после применения такого природного памперса никогда не бывает опрелостей. Таких “памперсов” полно на всех болотах Кольского полуострова.
На встрече оказались японцы. Валентина Усино (в девичестве Симонова) когда-то жила в Кировске, затем уехала в Москву, вышла замуж за японца и теперь живет в Японии. Она приехала в Кировск в гости с сыном Такахико Усино и подругой Аяко Ивамото. Валентина рада изменениям в Кировске — он становится краше, чего не скажешь про 25-й километр. Ее сыну очень нравится здесь, и он довольно хорошо говорит по-русски. Аяко поразил вид на озеро Большой Вудъявр, но самое сильное впечатление на нее произвели кировские бабушки:
— Они так смело идут по снегу и не падают?! — с восхищением говорит японка.
Они исчезают…
Однако вернемся к саами. Сегодня их можно найти практически во всех странах мира. Больше всего их проживает в Норвегии (40 тысяч человек), Швеции (18 тысяч), Финляндии (четыре тысячи), в России, на Кольском полуострове, — 1700 человек. Местных саами становится все меньше, и очень важно сохранить эту народность, их культуру, обычаи и язык.
Сегодня саами Кольского полуострова в основном проживают в Ловозере. Главный род их занятий — оленеводство. С каждым годом оно приходит в упадок: пастбищ становится меньше, уменьшается и поголовье оленей. Международное законодательство защищает коренные народы Севера, но в России оно практически не работает. Саами переезжают в крупные города или уезжают за границу, где их собратья находятся в привилегированном положении, например, в Норвегию.
Алевтина Михайлова и ее дочь Александра — чистокровные саами. В детстве Алевтина Тимофеевна рыбачила на реке Воронья в 60 километрах от Ловозера. Но в 1964 году страна совершала трудовые подвиги, поворачивала реки вспять и завоевывала природу. Саамское поселение затопили и построили Серебрянскую ГЭС. Алевтина Михайлова хорошо помнит, как приходилось выкапывать кости своих предков из могил и перезахоранивать на горе. До сих пор она обожает подледку и каждые выходные пропадает то на Имандре, в Кислой губе, то на Авва-Губе, в районе Ковдора.
…А в конце встречи гостям дали продегустировать оленью колбасу и угостили настоящей саамской ухой — куль лим, приготовленной из нескольких видов рыб. Ни картошки, ни морковки, ни лука — только рыба и специи. Очень вкусно!