Потрясающая школа

46-12-1
Это работник киркенесского муниципалитета. Каждый день он наблюдает за тем, как строят школу, все ли по правилам и нет ли где лишних расходов.

Они говорят: «Мы отстаем от Дании и Швеции». Это норвежцы про темпы достижений в энергосбережении. Если бы за день до этого нам, российским журналистам, не показали новую школу в Киркенесе, возможно, мы бы не сразу поняли, насколько они опережают нас. Нам такие темпы и не снились.

Школа в кредит

Экскурсия по школе стала культурным шоком, а для норвежцев это здание — предмет гордости и еще одно доказательство, что при разумном и продуманном подходе окупятся любые вложения.

Вообще-то, это обычная общеобразовательная школа, маленькому Киркенесу больше одной и не нужно. Но вот сам проект — нетрадиционный, один из самых современных в стране. Строить решили в 2009 году, но прежде, чем выбрать проект, муниципалитет собрал вместе педсовет, совет школьников и родителей — обсудить, какую школу они хотят. Так начинался предпроект — с учета пожеланий и возможностей.

Тендер выиграла компания «Сonsto» из Тромсё — они предложили не самое дешевое решение, но именно оно подошло больше всего. А поскольку в Норвегии нет такого чудесного закона, как у нас — строит тот, у кого дешевле получается, то коммуна доверила компании создание проекта и строительство.

Начали строить летом 2010 года: новая школа расположилась совсем рядом со старой, под нее снесли часть старых построек. Бюджет этого строительства -375 миллионов крон, а чтобы размеры «расточительства» были понятны — в рублях это более полутора миллиардов.

Причем школу построили в кредит — деньги дал коммерческий банк. Наш вопрос: “А под какие гарантии?” заставил представителя коммуны задуматься. «Под гарантии муниципалитета», — удивленно ответил он. Дескать, а что, это какая-то проблема?

Подумали обо всех

Новое здание школы — двухэтажное, со стеклянными дверями на входе, с просторными холлами — почти готово принять детей. 5 декабря 2011 года 500 учеников перейдут сюда из старой школы, а вместе с ними 100 учителей и два директора.

Старую школу (она была построена в 1957 году) снесут, хотя выглядит она вполне прилично и у нас бы в ней быстренько устроили какой-нибудь рынок, например. А в Киркенесе все проанализировали, посчитали и решили: переделывать нерентабельно, выгоднее снести и построить на этом месте игровой комплекс для детей.

Как только мы зашли в помещение, нам предложили надеть бахилы. Сами строители работают в бахилах и в касках, доделывают оставшиеся детали — укрепляют ограждения, налаживают системы вентиляции, расставляют мебель. В одном здании разместятся начальная школа (1-7-е классы), молодежная (8-10-е классы) и школа искусств. Для каждой из них — отдельное крыло, библиотека общая.

Изнутри все это мало похоже на школу, к которой привыкли мы. Большие аудитории выполнены в виде ступенчатых сидений — широкие ступени могут уместить стулья, а также на них можно сидеть, подложив специальный коврик. Вокруг аудитории — небольшие застекленные классы для занятий малыми группами, на три-четыре человека. В школе вообще много стекол — двери, ограждения пролетов лестниц. Это тоже не вязалось с нашим понятием о безопасности. Однако норвежцы относятся к такой застекленности спокойно — говорят, все стекла противоударные и термостойкие.

И еще здесь все приспособлено для детей с ограниченными возможностями: многие двери шире обычных, чтобы могли проехать коляски, на полу — разметка в виде темных полос для слабовидящих.

В школе много запасных выходов — из любой точки до ближайшего выхода не более 30 метров. А над интерьером поработал дизайнер: спокойные тона сочетаются с ярким цветом, мебель удобная и легкая.

Следят автоматы

Но не только дизайн здания и помещений поражает сознание. Самой убийственной оказалась информация о том, как работают обеспечивающие системы.

Чтобы достичь наибольшего результата и использовать как можно меньше электроэнергии, изначально здание планировали с оптимальным соотношением площадей стен и полов — стен в два раза меньше, чем полов. Здание получилось большое, но компактное: два этажа общей площадью 12,5 тысячи квадратных метров.

В Норвегии есть нормы, которые регулируют энергопотребление в зданиях, и они меняются довольно часто. К этой школе применили нормы, принятые в 2007 году, — 135 кВт.ч на квадратный метр в год, а уже в 2010 году появились новые — 120 кВт.ч.

Однако коммуна решила, что новая школа будет зданием с низким потреблением энергии — не более 105 кВт.ч. Соблюдение этой нормы при строительстве обходится на пять процентов дороже. Но есть компания, которая занимается снижением энергопотребления в стране, и от нее подобные стройки получают поддержку — два миллиона крон.

В каждом помещении здесь установлены всевозможные датчики. Световые нам уже знакомы — в Апатитах кое-где в подъездах такие есть. Зашел — лампочка загорелась, вышел — погасла. Датчики, регулирующие отопление (водяное), реагируют на движение: если в помещении пусто, поддерживается температура 17 градусов, как только появились люди — система начинает нагревать воздух.

А еще здесь сразу продумали и подготовили техническое решение на случай, если когда-нибудь коммуна решит построить мусоросжигающий завод — как отапливаться от него.

Вентиляция в школьных кабинетах включается с момента, когда датчик регистрирует превышение нормы СО2 в воздухе.

В общем, теплый воздух здесь сберегают и используют очень рационально: чтобы избежать потерь, установили трехкамерные стеклопакеты с газовой прослойкой (гарантия на них — 50 лет!), а наружный слой изоляции стен — 30 сантиметров.

Тратим в три раза больше

Вся эта сложная система, конечно, требует особого подхода. Поэтому стройку постоянно контролируют два наблюдателя — от подрядчика и от коммуны.

Обслуживать здание в дальнейшем будут специалисты муниципалитета — сейчас они проходят специальное обучение, а первые три месяца строительная фирма будет сопровождать эксплуатацию.

По сравнению со старым зданием в этой школе будут экономить до 1,2 миллиона кВт, по плану строительство такого здания окупится через 10 лет. Могу предположить, что к тому времени норвежцы снизят свою норму потребления энергии еще более значительно.

А вот нам это, похоже, не грозит. Судя по российской системе целевых показателей энергосбережения, в 2007 году нормой для нашего потребления было 397 кВт.ч на квадратный метр в год, в 2010 году — 393…

Поделитесь:Share on VK
VK

6 комментариев на “Потрясающая школа”

  1. После такой статьи всё же стоит призадуматься перед предстоящими выборами о работе современной власти, которая полюбляет везде и всё «оптимизировать» где не надо. Молодцы норвежцы — заботятся о своём народе! Особенно поразило то, что на 500 учащихся — 100 преподавателей! Да и муниципалитет не скупится… Давайте введём коммуну… :b

  2. до норвежцев нам и вправду далеко. А вот что значит «по плану строительство такого здания окупится через 10 лет»?

  3. это просто — норги знают, что все дополнительные затраты на системы и устройства энергосбережения за десять лет окупятся за счет низкого энергопотребления. там ничего строить не начнут, если не просчитают заранее.

  4. вроде все большие, а в сказки верите )))))

    работаю как раз в таком энергосберегающем здании, в норвегии. на практике — дышать нечем, окна не открыть т.к. это приведет к поломке замкнутой системы кондиционирования. впрочем, она и так постоянно ломается, в здании введенном в эксплуатацию год назад.

    особенно позабавило про энергосбережение — законы термодинамики вообще-то еще не отменили даже в норвегии :icon_mrgreen: а то что на 500 учеников 100 преподавателей — им не сильно помогает т.к. во всех отраслях народного и не очень хозяйства все специалисты в норвегии иностранцы.

  5. Говорил коммунист коммунисту:
    нынче у нас поля колосисты!
    А другой ему отвечал:
    лучше бы ты, придурок, молчал…

    Автор стихов С.Ермашкевич.

  6. Отвечаю Кексу апатитскому и Александру!
    Ребята — вы страну свою любите?

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *