Тропою любви

Памяти уважаемого ученого и друга

Владимир Негруца похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с женой Тамарой Федоровной.

10 августа — 40 дней, как ушел из жизни Владимир Зиновьевич Негруца — крупнейший отечественный специалист в области геологии и металлогении докембрия, доктор геолого-минералогических наук, профессор СПбГУ и МГТУ, заслуженный деятель науки России, председатель постоянной комиссии по нижнему докембрию МСК России, академик Российской академии естественных наук.

С 1985 года Владимир Зиновьевич работал в Апатитах, куда приехал по приглашению Кольского научного центра для создания и руководства лабораторией металлогенического анализа и отдела полезных ископаемых Кольского полуострова. Он был главным научным сотрудником лаборатории “Архейской геологии и геодинамики” Геологического института КНЦ РАН.

Основными регионами его научно-поисковых исследований стали Карелия и Кольский полуостров. Трудно перечислить круг научных и практических интересов ученого, как и не получится отдельного рассказа о нем без упоминания Тамары Федоровны — жены и сподвижницы. Долгий опыт совместной работы Владимира Зиновьевича и Тамары Федоровны прекрасно иллюстрирует, насколько условна грань между научной и производственной геологией.

Владимир Зиновьевич родился в 1934 году на Буковине, в Молдавии, находившейся в то время под оккупацией королевской Румынии. Семья была большая, жили бедно, от зари до темна и взрослые, и дети батрачили на помещичьих виноградниках и полях. Кроме того, Влад работал еще служкой в церкви, где заодно и обучался грамоте.

После освобождения Молдавии и завершения Великой Отечественной войны Владимир окончил школу и в 1951 году поступил в Кишиневский университет на геологический факультет. Через год он переводится в Ленинградский государственный университет. Как одного из лучших студентов летом 1955 года его направили для прохождения производственной геологической практики во
ВСЕГЕИ.

Этот полевой сезон круто изменил его жизнь. Судьбоносной оказалась встреча со студенткой-дипломницей геологического факультета Ленинградского университета Тамарой Кондратьевой. Юноша из молдавского села и девушка из Ленинграда познакомились и полюбили друг друга. И начало семейной жизни одновременно стало началом их общего счастливого и плодотворного творческого пути длиною почти в полвека.

Сколько препятствий встретилось на их пути? Как долог путь к взаимному единению, идя тропою любви? Иногда Владимир Зиновьевич, шутя, признавался: “Я полюбил в этой жизни дважды: в первый раз — геологию, а во второй — Томочку”.

Он говорил очень искренне о своей большой любви. Именно после ухода из жизни Тамары он тяжело и серьезно заболел. Попыткой спастись от душевных мук стала написанная в первые месяцы после похорон жены редкая по исповедальности автобиографическая повесть “Тропою любви”. 33 строчки, написанные Тамарой Федоровной еще при жизни, продолженные Владимиром Зиновьевичем, дополненные событиями “самых важных для нас бусинок прожитой жизни”, вошли в эту повесть, впервые представленную на “Рубцовских чтениях” 2002 года в Апатитах.

“Я затеял и создал эту повесть абсолютно лишь в поисках формы адаптации к существованию без Тамары. Мне это помогало вместе переосмыслить пройденный нами жизненный путь, додумать, доспорить, согласовать…” Это настоящий роман о его любви к жене и к геологии!

Нелегко писать о старшем товарище, о друге, о земляке, об ученом-геологе, незаурядной личности во времени прошедшем. Влад прожил трудную и сложную, но яркую и богатую событиями жизнь. Уже будучи тяжело больным, он начал писать книгу “О себе и геологии”. Помогая ему в редактировании книги, мы часто беседовали о цели и смысле жизни. Он говорил: “Я думаю, что самый длинный путь в моей жизни — это путь к себе…”

Наверное, он был прав: действительно, самое трудное в жизни — это найти себя, пройти эту дорогу к себе. Можно ли прожить по заранее раз и навсегда кем-то определенной схеме? “Делайте свою жизнь сознательно, научитесь быть счастливыми. Конец неминуем. И помнить об этом, может быть, и есть главное, ради чего мы живем?” — писал и размышлял он.

Несмотря на болезни сердца, Влад продолжал работать, организовывал международные конференции по докембрию. В 2001 году был награжден золотой медалью РАН имени А.П. Карпинского. В 2010 году Кембриджским Королевским университетом он был удостоен почетного звания “Геолог года” — высокое признание среди ученых-геологов мирового сообщества! Список научных трудов геолога включает около 400 наименований, более 1000 полевых дневников, множество статей и рукописей, законченных и, увы, незавершенных…

Вот такую жизнь, такой длинный путь к себе прошел Влад Негруца. Путь от полуграмотного церковного служки до ученого с мировым именем. Как неповторим миг течения времени, так неповторимы человеческие личности и их деяния. Владимир и Тамара Негруца оставили большое научное наследие: этим богатым наследством сможет пользоваться не одно поколение геологов. А значит, память о двух замечательных исследователях будет жить. Все остается людям.

Родные, близкие, друзья, Виталий Секриеру, Николай Ефремов, Евгения Савкина.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Тропою любви

Памяти уважаемого ученого и друга”

  1. Я знал их обоих. Не могу сказать, что близко, но знал. Когда уходят из жизни ТАКИЕ люди, то уходит ЭПОХА. Очень жаль. Светлая им память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *