Уважаемая редакция! Обратиться к вам меня побудила проблема, которая, на первый взгляд, имеет частный характер, но чем больше я погружаюсь в ее суть, тем больше убеждаюсь, что она затрагивает значительное количество людей. Речь пойдет о реформе ЖКХ. Вы не раз обращались к этой теме, освещали ее с разных точек зрения. Но есть еще одна тема, которая известна всем, все ее понимают, сочувствуют, но по отдельности решить не могут, хотя попытки предпринимают. А организации, которая смогла бы объединить усилия всех заинтересованных сторон, не находится.
Итак, в подвале дома, где я живу (ТСЖ “Дзержинского-4”), прорвало трубу холодного водоснабжения. Казалось бы, бытовая ситуация, с кем не бывает. Есть собственник, есть проблема для решения, заключены договоры на аварийное обслуживание, на текущий ремонт с обслуживающей организацией “Аккорд”, практически нет задолженности перед ними. Подай заявку и жди решения вопроса.
Оказывается, все не так просто! Труба эта — транзитная, проходит по подвалу нашего дома и не является коллективной собственностью ТСЖ. Для проведения ремонтных работ или замены износившегося участка трубопровода необходимо, во-первых, согласовать вопрос с собственником. Во-вторых, согласовать вопрос отключения холодной воды со всеми потребителями, которые попадают под отключение (жилые дома, объекты сферы обслуживания, торговли и т. д.). Обращение в сантехучастки ОАО “Апатиты-Комфорт”, ООО “Аккорд” привели к тому, что в отверстие трубы забили чопик, а для надежности конструкции подставили два кирпича. Отверстие диаметром два-три сантиметра заделано таким образом, что вода не течет струей, а разбрызгивается во все стороны. Этот этап ликвидации аварии длится уже две недели. Но окончательно вопрос не решен: вода продолжает изливаться, постепенно затапливая подвал, подмывает фундамент, создает условия для размножения комаров и крыс.
Дальнейшие попытки заменить отрезок износившейся трубы или отремонтировать ее привели к тому, что надо искать собственника трубы. После многочисленных обращений к различным организациям, чиновникам разного уровня я пришел к неутешительному выводу: долго-долго в нашей стране будут идти всевозможные реформы, очень много лет пройдет, прежде чем мы научимся относиться к энергоресурсам, как к своему достоянию. А чиновников будут оценивать жители территорий, на которых они живут и работают, а не назначившее их начальство и депутаты от любых партий, думающие о своем благе, а не об избирателях, которые поверили в их обещания!
Почему такой пессимизм и неверие в возможность решения частной проблемы? Судите сами. Муниципалитеты могут иметь столько муниципальных учреждений, сколько необходимо, чтобы горожанам было комфортно жить, работать, отдыхать, творить в любимом городе. Опыт прошлых лет показал, что иметь одного монстра в виде УЖКХ нецелесообразно. Пришлось часть имущества продать, часть передать в оперативное управление, отдать в аренду. Так местная власть поступила и поступает сейчас, в частности, с инженерными сетями. В городе появились акционерные общества, энергоснабжающие и обеспечивающие фирмы, которым муниципалитет и передал (продал) имущество (трубы, сети и т. д.) для обеспечения города водой, светом, теплом и т. д. Вот здесь и корень проблемы: когда акционерные общества, управляющие компании, ТСЖ, УЖКХ брали на себя обязательства содержать и обслуживать сети, местная власть не озаботилась тем, чтобы в городе не осталось ни одного метра трубы без хозяина.
Менялись мэры, депутатский корпус, а проблемы остались. Люди надеялись на управляющие компании, ТСЖ, однако ничего не изменилось. По-прежнему приходится ходить по кругу, пытаясь исправить ситуацию, но тщетно. Вода течет. А надо было всего ничего: проследить, чтобы все коммуникации имели границы раздела и приобрели конкретного владельца.
Законный путь решения вопроса — обращение в суд о признании имущества бесхозным. Иски поданы. Но… Лето, период отпусков, нехватка судей, не все документы собраны… Конечно, через месяц-другой решение будет принято в пользу истца, но это только начало пути. После вступления решения суда в законную силу администрация обязана зарегистрировать полученное имущество в собственность. Ведь если власть попытается сейчас помочь людям и выполнить работы за счет средств местного бюджета, то надзорные органы признают их нецелевыми, со всеми вытекающими последствиями. Для регистрации необходимо время, не меньше месяца. Есть два пути решения проблемы. Создать МУП для обслуживания теперь уже своей собственности и проводить выплаты уже на законном основании из местного бюджета или передать эту собственность в областное Управление по имуществу, так как оно является стопроцентным владельцем акций, например, ОАО “Апатитыводоканал”, с последующим увеличением тарифов на их услуги в связи с увеличением объемов работ. В любом случае это еще два-три месяца. “Водоканал” должен будет принять эту собственность на обслуживание. Учитывая бюрократические проволочки (создание комиссии по передаче имущества, актов приема-передачи с границами разграничения сфер влияния между “Водоканалом” и многочисленными ТСЖ, управляющими компаниями), пройдет еще очень много времени. По скромным подсчетам, до Нового года не управиться.
Вы спросите, а как же вода? Течет, что с ней сделается?! На таких примерах у подрастающего поколения не воспитать бережного отношения к природе, не научить экономии энергоресурсов.
Предлагаю один из возможных вариантов решения проблемы. Не буду настаивать, что он единственно верный. Но это лучше, чем ждать бюрократического развития событий и говорить, что “мы принимаем все меры для решения вопроса”.
По каждому такому случаю, при авариях на бесхозных участках, издать постановление о чрезвычайном положении в конкретном доме. Выпуск такого постановления, пусть и без привлечения силовых структур и медицины, возможен. Глава города, он же и депутат, принимает решение совместно с главой администрации — он же исполнитель постановления, о конкретных мерах по ликвидации аварии и привлечению к работам будущего арендатора сетей (конкретного участка бесхозной сети). Исполнитель не сможет отказаться от выполнения постановления о чрезвычайном положении. Это позволит быстро решить проблему, оградить жителей от хождения по инстанциям, снизить производственные издержки на содержание сетей, а главное — доказать гражданам города, что власть может решить и решает их проблемы. Затраты, которые понесут исполнители сейчас, возместятся будущим повышением цен на их услуги, но тогда можно будет обосновать рост цены на услугу.
Понимаю, что это неординарное решение и что не все так легко и просто, как я прописал. Но на то она и исполнительная власть, чтобы принимать решения и отвечать за результат, даже если ошибки были у предшествующей власти, без кивков на партийную принадлежность. А отверстие в трубе можно заварить или наложить “хомут” до лучших времен.
В преддверии предстоящих выборов депутатов и главы государства многие будут обещать золотые горы, решение всех существующих и будущих проблем, только бы отдали за них свои голоса. Может, в этом потоке обещаний не затеряется мелкая проблема конкретного дома, а если повезет, то кто-нибудь возьмет и решит ее.
С уважением, Алексей Александров, город Апатиты.
А с другой стороны, в Париже вон сколько труб течет, и ничего — люди живут. Фото из мировой Сети.
какие нервы. обрежь ее и быстро хозяева объявятся и все отремонтируют без холодной воды долго не проживешь