Пишу не для славы

Я с большим уважением отношусь к Василию Григорьевичу. Человек почтенного возраста, рожденный еще в палатке Хибиногорска и проживший нелегкую жизнь, он по-прежнему бодр и оптимистичен. А дни его наполнены не походами к врачам, а писательским трудом.


Суровая правда

Изданных за несколько лет книг — уже пять, наполовину готова шестая. Все они посвящены истории Кировска, его людям и судьбам. Сам Василий Григорьевич себя писателем не считает, говорит, что пишет только о документальных фактах, ничего не придумывая.
Еще в 2000 году появилась на свет его первая книга “Мое открытие Расвумчорра”, посвященная истории этого месторождения в Хибинах, работе и быту геологоразведчиков. На Расвумчорре в конце 40-х годов трудился и автор, в ту пору студент Кировского горно-химического техникума. О его преподавателях и выпускниках, многих своих друзьях рассказал Тимофеев в следующей книге под названием “Наша альма-матер”.
Пожалуй, самой известной оказалась “История одной семьи”. Сын спецпереселенцев, Василий Григорьевич знает, что такое унизительное существование, лишение прав, скудное питание и адский труд в условиях сурового Севера. И мне кажется особенно ценным то, что пишет он об этом без надрыва и стенаний, а просто и обыденно. Многие вещи сохранила память, но, как говорит автор, обращался он и в архивы, музей, и к старейшим жителям города.
Интересны, к примеру, детали обычной жизни, описанные им:
“…Переезд в бараки из палаток был событием исключительным. Ведь в палатках не было плит и еду готовили на кострах. К зиме 1932-33 годов нашу семью переселили в барак. В нем было 32 комнаты от 8 до 16 метров площадью. Меблировка — скромная. У нас на шесть человек стояли три односпальные кровати, сделанные знакомым столяром. Тюфяки — из стружек, и когда они высыхали, то кололи тело, а потом превращались в труху. Кроме них, в комнате стоял сундук, лавочка для сидения и пара табуреток. Под потолком — электролампочка на двадцать пять “свечей”. Металлические кровати с “шарами” были только у вольных. А у кого-то я видел лепнину на потолке и лампу с абажуром…”

О пионерах

О героях своего времени, знатных рабочих, Василий Тимофеев написал в очередной книге, увидевшей свет в 2007 году. В рассказах о незаурядных личностях, с которыми свела его судьба, он передает атмосферу, характерную для второй половины XX века, с социалистическими соревнованиями и производственными планами к знаменательным датам. О своих современниках, сотрудниках метеорологической станции, Василий Григорьевич пишет и в новой книге.

— Это люди, которые ярко проявили себя, многие — пионеры в своем деле, — рассказал при встрече автор. — Уже готова часть, где речь идет о семье метеорологов Роговых. С ними я познакомился в 1951 году, когда пришел работать на станцию. А Григорий Рогов с 1939 года и всю войну трудился на горно-лавинной станции Юкспора. Именно эта станция передавала сведения о погоде для авиации Северного флота. По воспоминаниям жены моего героя, не хватало топлива, паек на день составлял 700 граммов хлеба. Для заполнения отчетности чернил не было, и их делали сами, выжимая сок из свеклы. Хотя и она была страшным дефицитом. Бумага для документов была из мешков и старых журналов. Но так жили все.

— Василий Григорьевич, человек Вы немолодой, трудно, наверное, сидеть за компьютером часами?

— Да, зрение подводить стало. И “вирус” компьютерный вот подцепил… Но в любом случае я постараюсь закончить эту книгу.

— Мечтаете ее напечатать?

— Знаете, мне очень повезло, что мои работы издали пять раз, и теперь книги читают в Питере, Москве, на Украине и на Урале. Конечно, больше всего отзывов о нашей семье и спецпереселенцах. Недавно позвонил давний знакомый из Архангельской области и признался, что читал, не отрываясь. Это приятно, но я пишу не для славы. К сожалению, я и сегодня встречаю негативное отношение к теме спецпереселенцев в Хибинах… Хочется, чтобы люди не забывали своей истории.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Пишу не для славы”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *