Апатиты. О состоянии и перспективах бизнеса в Апатитах говорили 23 июня на очередном заседании координационного совета развития малого и среднего предпринимательства. В апреле сотрудники ИНЖЭКОНа, они же научные работники Института экономических проблем КНЦ РАН, получили задание от администрации города и областного Фонда развития предпринимательства (ФОРМАП) — провести социологическое исследование среди апатитских предпринимателей. Научную работу стоимостью 150 тысяч рублей оплатил ФОРМАП.
— Аналогичный опрос мы проводили три года назад, его результаты частично легли в основу городской программы поддержки предпринимательства, — сказала начальник отдела экономического развития администрации города Елена Кислицына. — Программа в этом году заканчивается, и надо разрабатывать новую. Вот мы и решили провести такой опрос, чтобы оценить посткризисные особенности бизнеса.
Готовую работу ИНЖЭКОН передал в администрацию города 1 июня, и члены координационного совета стали первыми, кому ее презентовали.
— В опросе приняли участие 265 предпринимателей, — сказал Дмитрий Кондратович, один из авторов социологического исследования. — По сравнению с 2008 годом увеличилось количество тех, кто оценивает состояние своего бизнеса как плохое или близкое к этому. Среди угроз и рисков предприниматели на первое место поставили повышение налогов, на второе — рост арендной платы, на третье — низкую платежеспособность населения. Оказалось, что за три года кадровый голод уже не так сильно волнует представителей малого бизнеса, как рост цен на энергоносители. Работу областного бизнес-инкубатора в целом оценили как неэффективную: более тридцати опрошенных вообще о нем ничего не знают, 18 процентов знакомы с его работой, и лишь шесть процентов воспользовались услугами МРИБИ.
Невысоко предприниматели оценили и работу местной власти. Главные пожелания: снизить чиновникам зарплату, не оказывать никакого влияния на малый бизнес и не мешать ему. Среди перспективных направлений развития предприниматели отметили сферу развлечений, ремонт жилья, медицинские услуги и общественное питание. Самый высокий процент среди перспективных сфер получил въездной туризм, но, по словам Дмитрия Кондратовича, только 10 процентов опрошенных готовы им заниматься. Остальные согласны оказывать лишь смежные услуги: строить новые объекты, обеспечивать транспортом, кормить туристов. Но, несмотря на содержательный доклад, предприниматели подвергли его критике. И в первую очередь — за плохую организацию и бессмысленность. Многие так и не поняли, к чему нужно было тратить 150 тысяч рублей, когда и так ясно, что дела у малого бизнеса нынче неважные.
Полный отчет о социологическом исследовании пообещали разместить позже на сайте ФОРМАП.