Александра Михайловича я встретила на улице. Как раз в тот момент, когда шла и размышляла: как объяснить ему, откуда взялись деньги и кто именно их подарил? Но с объяснениями дело затянулось — он «буквально на минуточку» попросил меня зайти, рассказал, как познакомился с женой, сколько лет (всю жизнь!) проработал на Севере, начал выкладывать на стол мандарины, конфеты…
— Александр Михайлович, вот деньги вам — это люди собрали, все вместе, тут хватит на памятник жене.
Пожилой человек вытер слезы и рассказал, что ходил занимать к другому такому же одинокому ветерану и пенсионеру:
— Тот своей жене поставил памятник за 18 тысяч, а у меня поменьше и подешевле вышло, — говорит.
Такой вот повод для гордости у вдовых мужчин…
Александр Михайлович пожал мне руку, потом обнял, и мы расстались.
Честно говоря, призыв помочь этому человеку был случайностью. Очень часто в газету приходят люди с горем и просят о помощи, оставляют номера расчетных счетов и свои координаты. И горожане собирают деньги. Но, пожалуй, сбор денег для человека, который ни о чем не просил, получился впервые.
Газета вышла утром в пятницу, а в полдень мне позвонила владелица одного из частных предприятий города с вопросом: куда принести деньги? Я растерялась — у меня не то что банковского счета ветерана не было, я и адрес его запомнила совершенно случайно. А к понедельнику в газете уже появилось несколько конвертов от читателей — принесли, кто сколько мог. Всю неделю к нам приходили люди, открывали бумажники, доставали купюры и говорили: «Передайте дедушке». Марина, наша читательница из Средней полосы, отправила деньги почтовым переводом и на мое «спасибо» ответила письмом:
«Это вам спасибо! Если бы вы просто исполнили просьбу дедушки подредактировать и перепечатать письмо, а вы рассказали о нем людям, да так, что остаться равнодушным тут просто невозможно. И я искренне верю, что выражение «всем не поможешь» неправильное. Нужно просто что-то делать и пытаться. А уж причастность к такому доброму делу, да стольких людей! Пусть этот дедушка порадуется, ведь такую тяжелую жизнь прожил. А у меня тоже радость — к моему пособию по безработице наше государство сто рублев добавило: теперь буду 850 рублей получать! Мелочь, а приятно…»
А к четвергу журналисты получили зарплату и тоже отдали, кто сколько смог. В результате получилась нужная сумма — за неделю!
Каждому человеку я говорила: «Спасибо за отзывчивость!» И каждый пожимал плечами и отвечал: «Да не за что».
Вообще эта история с памятником очень показательна. Не в том дело, что такие замечательные люди в городе скинулись деньгами. Оказывается, нет ничего приятнее, чем отдавать, жертвовать и дарить. Оказывается, быть добрым человеком на самом деле гораздо приятнее, чем равнодушным и черствым. И поверьте, радость Александра Михайловича не идет ни в какое стравнение с той радостью, которую испытала я, отдавая ему наши с вами деньги.