Когда уже точно было решено, что мы едем в Ниццу на поезде из Москвы, мне приснился сон… Будто бы царь Николай II и его супруга царица Александра Федоровна позавидовали мне. “Ах, Ольга, что за прекрасная перспектива Вам открывается, какое чудное путешествие! Так бы и прокатились с Вами”. А я им — отчего же, ваши величества, не прокатиться, я вас с удовольствием приглашаю, деньги на билеты давайте, и я все устрою!
Первый подзатыльник
Царь с царицею мне приснились не просто так — ведь эту поездку хозяева поезда называют “дорогами русских царей”. Прежде чем решиться на такую долгую и недешевую поездку, мы хорошенько подумали: а стоит ли выкладывать по 18 тысяч рублей за один билет, чтобы два с половиной дня трястись в поезде? Но сайт поезда “Москва — Ницца” нас убедил — надо ехать. Ведь за 53 часа поезд проезжает такие страны, как Польша, Чехия, Австрия, Италия, а еще княжество Монако. Ради такого можно и потратиться. Да и фотографии купе первого класса показались очень милыми. А уж про люкс я и не говорю. Но там цена кусачая больно — 41 тысяча за билет в одну сторону.
Если бы мой сон превратился в явь и царская чета действительно поехала с нами в Ниццу на поезде, то я была бы бедной. Царь и царица поколотили бы меня палками еще на входе в Белорусский вокзал. По последней “моде” входы на вокзал перекрыты рамками и милицейскими постами. Понимаю, борьба с терроризмом — важная задача, но она идет за счет удобства и благополучия обычных людей? И получается, что рвать жилы, чтобы затащить тяжелые чемоданы на высокие ступеньки крыльца, пройти с ними через рамку, а потом спускаться в камеру хранения по крутой лестнице — это нормально. А построить хорошие пандусы, пустить лифты и эскалаторы, чтобы всем пассажирам стало комфортно — это ненормально. Еще чего выдумали — на лифтах ездить!
Да что я вам тут про Белорусский вокзал рассказываю? Там лифтов и раньше-то не было. А вот на Ладожском в Питере лифты есть, но они стоят, так же, как и эскалаторы на подъем, когда на вокзал поднимаешься с перрона. Всех в одну колонну загоняют и через рамку пропускают. Говорят, ради нашей же безопасности. А что, нельзя, чтобы и безопасно, и удобно, по-человечески было?
Второй подзатыльник
Второй раз получила бы я тумаков от царей после того, как они попали бы в купе нашего прекрасного поезда “Москва — Ницца”. Название “первый класс”, я думаю, им бы не понравилось применительно к тому помещению, в котором им предстояло ехать. И дело не в том, что мы не нашли персонального туалета и телевизора, которые вообще-то показаны на сайте поезда. Видать, не положено такое первоклассным пассажирам. Просто само купе оказалось узким и тесным, с багажной полкой, расположенной так высоко, что не каждый мужчина сдюжит закинуть туда большой чемодан.
Однако на столике лежала накрахмаленная салфетка, на ней стояли фарфоровые чашки и чайник, а окно было необыкновенно большим и чистым. Проводницы выглядели очень доброжелательными, и мы забыли на время про все вокзальные неудобства. И чемодан закинули в четыре руки.
В шкафчике, который висел на стене вместо телевизора, мы нашли три хрустальных стакана и пустой графин. Ну что ж — все не так плохо. В биотуалете, что находился ближе к нашему купе, было чисто, полотенец бумажных и прочих туалетных принадлежностей хватало, к тому же не надо было стоять в очереди. Табло в коридоре показывало — занят туалет или свободен.
Но мне не терпелось узнать — а где же душ? Ведь о нем тоже говорилось на сайте поезда. Так хотелось освежиться после долгой дороги, опять же на поезде, из Апатитов в Москву. Я прошла в конец вагона и увидела табличку “Душ”. Открыла дверь и обрадовалась: душевая кабина — высший класс, с разными массажными приспособлениями и с радио. Все сверкает чистотой. Побежала за косметичкой и полотенцами в купе. Вернулась, разделась, влезла в кабину, включила воду — воды нет. Поднесла руки с сенсорному крану в умывальнике — воды нет. Я оделась и пошла к проводникам.
И еще парочка зуботычин
— Да надо же было нам сказать! — засмеялись проводницы. — Мы сначала компрессор включаем, чтобы вода пошла, потом бойлер для нагрева. Сейчас мы все сделаем и вас позовем.
Прошло минут 20. Проводница заглянула в купе и сообщила, что вода нагрелась до комфортной температуры, можно идти мыться. Я и пошла. Снова разделась, залезла в кабинку, включила воду. Воды нет.
И опять я оделась и пошла к проводницам. Они запричитали, вызвали электрика. Тот приступил к починке насоса или компрессора, или еще чего-то там. А мне предложили пройти в соседний вагон, где вода все-таки была, причем горячая. Я и пошла. Только раздеваться не стала, а сначала сунула руку под сенсорный кран, а потом уж врубила душ. Все работало. Однако мыться я решила очень быстро, а вдруг и здесь что-то сломается?
После душа, пока мои волосы сохли, мы ознакомились с меню. Узнали, сколько стоит чай-кофе-шоколад и минеральная вода.
— Вы в ресторане ничего не покупайте, там все дорого, берите у нас, — сказали проводницы.
Ну мы и взяли чайник чая. Но температура напитка оставляла желать лучшего, хотя бы 60 градусов, а не 30. За время пути нам так и не удалось выпить по-настоящему горячего чая или кофе. Вероятно, по технике безопасности не положено пассажирам кипяток продавать. А сами мы к источнику горячей питьевой воды доступа не имели.
Главная ценность
И тут я вспомнила наши поезда — 21-й и 15-й. Там же круглосуточно такой шикарный кипяток в титане. Хочешь — лапшу заваривай, хочешь — кофе. А еще в стоимость билета, к примеру, в купе с повышенной комфортностью, входят одноразовые тапочки, зубная щетка и паста, расческа, рожок для обуви, освежающая салфетка, двухразовое горячее питание (если до Москвы), чай и кофе, две газеты и журнал.
А почему же всего этого нет в поезде “Москва — Ницца”? При таких ценах на билеты, я думаю, пассажиры имеют право хотя бы журнал “Саквояж” бесплатно почитать перед сном. Или рассмотреть карту маршрута поезда. У нас в вагоне ее не было. А многим пассажирам интересно было знать, где сейчас находится поезд. Вместо карты висела реклама какого-то вина, на французском языке. В купе на столике карта имелась, но это была карта Ниццы, опять же на французском. Пользы от нее — кот наплакал. Ни стоянки такси, ни ближайшего к вокзалу банкомата я на той карте не нашла.
Кстати, о банковских карточках. Карты в вагоне-ресторане не принимают. Платить следует наличными, рублями или евро. Мы как узнали, что после пересечения границы в Бресте поезд будет обслуживать польский вагон-ресторан, взгрустнули — карточкой не заплатить, а евриков мы наличных сроду не возим с собой. Но вышло вот что. Польский официант, прекрасно говорящий по-русски, сообщил, что в принципе мы можем и рублями заплатить, только курс будет 60 рублей за один евро. И когда у нас закончились все запасы еды, мы все же поели ресторанных блюд по завышенному курсу.
Но еда того стоила. Поляки готовили прекрасно. А если учесть, что к тому времени мы ехали по Италии и виды за окнами были бесподобными, то нам цена за еду и вовсе скромной показалась.
Так ради чего стоило ехать дорогами русских царей? Я думаю, ради тех самых видов из окна. На третий день, как только начало светать, такие грандиозные пейзажи возникли — сначала высоченные Альпы, потом горные долины с виноградниками и фруктовыми садами, потом бесконечные поля с какой-то травой, и в конце концов показался он — Лазурный берег.
С проводницами мы распрощались тепло. Они нас приглашали еще как-нибудь прокатиться на их поезде. Но мы решили — достаточно одного раза. В следующий раз только самолетом. Цена та же, а дорога несравнимо короче. Тем более, что в Ницце один из лучших международных аэропортов Франции.