Недавно в городском суде рассмотрели гражданский иск нескольких кировчан к туристической компании, действия которой нарушили их отдых в Египте…
Неожиданный сюрприз
К своей поездке на курорт Шарм-Эль-Шейх Елена и Виктор (имена изменены), а также их знакомая Ольга, готовились полгода: согласовывали время отпуска, выбирали отель, который устроил бы их по всем критериям. Компания планировала заняться дайвингом, поэтому им хотелось, чтобы отель был не только комфортным и уютным, но и находился на первой береговой линии.
В сентябре прошлого года друзья выкупили три путевки на две недели, заплатив за них более ста тысяч рублей. В предвкушении солнца, моря и отличного настроения северяне добрались до Москвы. И тут им позвонили представители турфирмы и сообщили, что поменялся туроператор, что их отель заменили на другой, правда, с таким же количеством «звезд».
— До вылета оставалось несколько часов, и у нас практически не было выбора, — так пояснил позже в суде Виктор. — Мы решили лететь. Кроме того, рассчитывали, что предложенный отель окажется равнозначным по уровню тому, который мы выбрали и оплатили.
Хуже и дешевле
Долгожданные надежды туристов на хороший отпуск не оправдались. В судебном иске Виктор написал, что инфраструктура отеля, сервис и качество проживания оказались намного хуже тех условий, на которые они рассчитывали.
Отдых был испорчен. Через две недели, вернувшись в Кировск, друзья обратились за разъяснениями в туристическую фирму. В первую очередь они хотели узнать причину замены отеля.
В ходе разбирательства выяснилось еще, что цена «новой» гостиницы существенно ниже, значит, кировчане заплатили за свою поездку лишние деньги.
К примеру, разница за двоих у Виктора и Елены составила более 22 тысяч рублей. Этот факт еще больше возмутил их, но на претензии клиентов турфирма не реагировала. Тогда туристы решили обратиться в суд.
Частично удовлетворили
В исковых заявлениях они попросили возместить не только неустойку, но и потребовали деньги за моральный вред.
Сотрудники турфирмы с исковыми требованиями не согласились. Из пояснений в суде следует, что действовали они как раз в интересах своих клиентов. А самостоятельно заменили отель потому, что изучили негативные отзывы о первом и решили выбрать более комфортабельный. Такие изменения не нарушили двухстороннего договора, а клиенты, как сказали работники турфирмы, получили услуги в полном объеме. Более того, поехав в другой отель, они фактически дали согласие на замену места проживания. К тому же дополнительных расходов при этом туристы не понесли, а значит, их материальные требования не подлежат удовлетворению. Цены же (они, кстати, не фиксированы) на путевки устанавливают туроператоры.
В ходе судебного процесса было установлено, что, согласно гражданскому кодексу РФ, туркомпания имеет право заменить отель на равнозначный. А туристы действительно полностью получили услуги: перелет, обслуживание, проживание, питание и трансфер.
Довод, что стоимость услуги была существенно ниже, суд не принял во внимание, так как ценообразование в индустрии туризма формируется непросто и на стоимость влияют многие факторы — уровень конкуренции, разнообразие турпродукта, будущий спрос на него. Требования к порядку формирования цены за путевку законом не определены. Туроператор предоставил сведения в суд, что стоимость проживания в обоих отелях была равнозначной.
В результате исковые требования Виктора, Елены и Ольги суд удовлетворил частично — в качестве морального вреда в пользу каждого взыскать по семь тысяч рублей. Также возложить на турфирму судебные расходы в размере 1500 рублей и штраф в пользу государства — 11500 рублей.
Решение городского суда еще не вступило в силу, представители туристической компании подали кассационную жалобу.