Тайна улицы Парковой

Так выглядела улица Парковая в конце семидесятых годов прошлого века.
Виктор Турунин, Юрий Шарков и Виктор Панов на склоне горы Айкуайвенчорр. За их спинами - улица Парковая и расположенный рядом лагерь для заключенных (обведен).

Эти дома до сих пор вызывают удивление у приезжих своими необычными формами. А для многих кировчан, выросших в бараках, они были когда-то пределом мечтаний. Квартиры на этой улице поначалу заселяли люди с положением, местное начальство. Позже такое жилье смогли получить обычные граждане…

В борьбе с рельефом

Историю появления улицы, названной Парковой, я хотела узнать давно. Действительно ли ее строили пленные немцы, как нам рассказывали в детстве? Во всяком случае эта версия казалась вполне правдоподобной и объясняющей такие совсем не советские милые домики, да еще с “буржуйскими” двухуровневыми квартирами.

Жизнь, как обычно, гораздо прозаичнее и проще, чем наше воображение. Хотя, собирая информацию и разговаривая с некоторыми кировчанами, я столкнулась с довольно противоречивыми историями и тайнами о нашей “малоэтажке”.

Итак, официальная версия. Известно, что на рубеже 40-х и 50-х годов за проектирование планировки и застройки Кировска взялись специалисты ленинградского института “Гипрогор”. А возглавил эту группу архитектор Борис Судоплатов.

Вот как описывает своего коллегу Илья Ромм, человек, который также много работал в нашем городе:

“Коренастый и угловатый, с огромными, жилистыми руками, Судоплатов мало походил на архитектора, напоминая скорее плотника или землекопа. Он и был по натуре своей землекопом — человеком, влюбленным в рельеф. Свои проекты он не доверял инженерам-дорожникам и разрабатывал чертежи сам. И мечтал о создании на горных склонах Кировска террасных парков итальянских палаццо эпохи Возрождения…”

Первой работой архитектора в Кировске стал проект застройки квартала на 20-м километре, так называемой “малоэтажки”. Выбрал он, по мнению тех же коллег, очень крутой и неудобный склон, но на нем можно было побороться с непокорным рельефом города.

Как пишет Илья Ромм, сам Лоренцо Медичи мог бы мечтать о таком великолепии, глядя на придуманный проект Судоплатова. Ведь там была целая система подпорных стен, террас, лестниц и видовых площадок с балюстрадами. А двухэтажные домики архитектор задумал соединить огромными арками с чугунными решетками.

В застройку этого квартала, по воспоминаниям современников, автор вложил всю свою выдумку, изобретательность и нечеловеческую работоспособность. Для своих террас и балюстрад Судоплатов не смог найти природного гранита и благородного мрамора и использовал кирпич и штукатурку.

Но в самый разгар строительства Парковой оказалось, что все эти архитектурные формы стоят слишком дорого. Работу остановили. Большая часть арок, площадок и террас так и осталась недостроенной. Одна из тех арок до сей поры стоит между двумя домами около дороги.

В дальнейшем Борис Судоплатов частично смог осуществить свою творческую фантазию, приложив руку к разным строениям Кировска. Пример — здание общежития в Кукисвумчорре, с огромной террасой и полукруглыми лестничными спусками…

Последней “песней” талантливого и нестандартного архитектора стал проект реконструкции всей восточной части Кировска. Там по идее Судоплатова должны были построить огромные дома с колоннадами и монументальными арками. Но этот проект не утвердили, время требовало массовых застроек, без излишеств. Говорят, что это сломало Бориса Судоплатова, и он уехал из Кировска.

В окошко

Не секрет, что в те годы на территории Кировска еще находилось несколько тюремных лагерей. И государство активно использовало бесплатную рабочую силу. Вероятно, именно люди, сидящие в этих зонах, и строили в том числе улицу Парковую. Да только история, закамуфлированная советской действительностью, с годами преобразовалась в слухи о пленных немцах…

Но вернемся к самой улице. Несмотря на недострой, она вызывала полное восхищение у кировчан. Еще бы! На фоне деревяшек барачного типа игрушечные дома Парковой были, как чудо! Что уж говорить о квартирах внутри них. Там, как рассказали очевидцы, сразу поселились различные руководители, от комбинатовского до лагерного. На входной двери в каждом доме было прорублено окошко, а внутри сидел охранник, который в это окно наблюдал за порядком и не пускал посторонних. Потом часть построенных лесенок, соединяющих дома, и террас разрушили, проводя трубопровод и другие коммуникации.

Есть еще одна версия жизни архитектора Бориса Судоплатова, которую рассказал когда-то старейший житель Кировска Михаил Антиосов. Ее Михаилу Петровичу поведал бывший начальник охраны лагеря, который в начале 50-х годов почти примыкал к строящейся улице. По словам этого человека, архитектор Судоплатов находился в лагере в числе заключенных. Там знали о его профессии и решили бесплатно использовать знания и умение Судоплатова, который в своей биографии имел зарубежный опыт работы, в том числе в Швейцарии. Может, отсюда и проистекают фантазии автора о приальпийской архитектуре?

Увы, попытки найти подтверждение этой версии, как и узнать хоть что-то о дальнейшей судьбе Бориса Судоплатова, для меня стали безнадежными, поэтому оставляю ее такой, как есть…

Благодарю за помощь в подготовке материала  Валентину Худобину, Игоря Кордияка и Людмилу Энтину.

Продолжение следует.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Тайна улицы Парковой”

  1. Интересная статья. Борис Дмитриевич был нашим соседом по даче в Ленинградской области. Сколько себя помню строил он себе дом по своему проекту. К сожалению так и не закончил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *