Свете всего пять лет. Она встретила меня в красивых красных бантах и похвасталась, что их купила мама. А еще сразу обратила внимание на мои бусы — девочка любит украшения.
В семью Света попала только три недели назад и теперь не хочет возвращаться в группу «Солнышко» — именно так она называет Дом ребенка, в котором жила раньше.
Долго шли к этому
О том, что скоро у нее появится семья, Света узнала давно — будущие мама Ира и папа Саша приходили к ней, знакомились, общались. А потом она переехала жить в свою новую, приемную семью.
— Нас многие знакомые отговаривали, мол, плохая наследственность, — рассказывает приемная мама Светы, Ирина Клейн. — Но мне кажется, важнее не наследственность, а воспитание, ласка и любовь. Света — племянница моего мужа. К тому, чтобы взять в семью малыша, мы шли давно — ходили в социальный приют, помогали там детям.
Теперь Ирина как главный опекун будет получать зарплату за воспитание девочки и дополнительные деньги на ее содержание. За эту сумму семье придется отчитываться.
По словам Ирины, стать приемной семьей оказалось несложно:
— Документов нужно не так много: паспорт, заключение медкомиссии, свидетельство о браке, характеристика с места работы. С этим проблем особенных нет. А еще специалисты составляют акт о том, соответствует ли нормам наше жилье — смотрели бытовые условия, есть ли спальное место. В общем, проверяли, готовы ли мы к приему малыша.
Света — инвалид с детства, поэтому ей в идеале нужна отдельная комната. У нас она есть.
Ирина и Александр благодарны отделу опеки города и его инспектору Галине Александровой за помощь на всех этапах.
Босиком и без игрушек
Больше времени заняла передача ребенка — составляли множество документов, соглашений. Из-за разных причин оформление вместо обычных месяца-полутора растянулось на три. Но, главное, все позади — 26 января девочку забрали домой.
К этому моменту в семье готовились, а потому знали, что малыша отдадут… совершенно голым — вся его одежда принадлежит государству, а значит, она останется в учреждении.
— Мы все купили заранее, — рассказывает Ирина. — С одеждой было много сложностей, ведь нужно все — от нижнего белья до верхней одежды и сапожек. И получается все это довольно дорого — сейчас одни хорошие колготки стоят 160 рублей.
Ирина говорит, что ей очень помогла памятка, которую выдали в Доме ребенка — в ней подробно написано, куда необходимо встать на учет, где зарегистрироваться.
А еще на днях Ирина и ее муж Александр получили свидетельства об окончании «Школы приемных родителей». Занятия — и теорию, и практику — проводили специалисты из областного Центра психолого-медико-социального сопровождения.
— Занятия там полезны и обычным родителям, — говорит Александр Родионов, муж Ирины. — А уж приемным — тем более. Потому что в отделе опеки мы видели разных будущих родителей — даже с пивом иногда приходят. Такие занятия проводили в Апатитах во второй раз, а всего по области обучили уже семь групп.
— Занятия интересные, — продолжает Ирина. — Нам много чего объяснили, многое мы проходили в игровой форме. Даже пришлось побыть ребенком какое-то время. Тем, кто читал лекции, понравилось, что мы пришли с мужем — говорят, такое редко бывает.
Еще мы заключили соглашение на сопровождение замещающей семьи. Теперь, если появятся вопросы, можно обратиться в этот центр в Мурманске, они помогут, приедут, могут даже вмешаться в проблемы семьи или детского сада, школы, устроить проверку.
Масса открытий
Сейчас маленькая Света адаптировалась к новому дому. А первые дни принесли ей множество открытий.
— В Доме ребенка малыши до шести лет ходят на горшок, — продолжает Ирина. — Поэтому для Светы в первый день унитаз стал поразительным открытием. Она иногда туда чуть ли не головой залезает — так это интересно. И вообще все, что было под запретом в Доме ребенка, стало теперь доступным — вот мы и осваиваем розетки, выключатели, хлопаем дверьми, любим сидеть на подоконнике. А еще наша Света пока не умеет вести себя за столом, но она этому скоро научится.
По словам Ирины, о многих проблемах Светы им не рассказали. Оказалось, что девочка очень плохо спит, гиперактивна. Теперь эту проблему решают в семье. Иногда Света не может поделить игрушки с маленьким братом — Илье только три года, и поэтому они дерутся. А еще Света готовится к детскому саду — ей повезло попасть в реабилитационный центр.
— Обычно туда огромная очередь, — говорит Ирина. — А сейчас как раз недобор девочек. Там Свете будет хорошо — много специалистов, массаж, ЛФК. Она так мечтает о садике, что даже согласна кушать ради этого — обычно она очень мало ест.
Света уже привыкла к постоянной опеке, ласке и любви — часто подбегает к маме или папе с поцелуями.
— В первые дни она просто нацеловаться не могла, — говорит Ирина. — У нас вообще ритуал такой — сначала она меня целует, потом я ее. Но мне в первые дни казалось, что она просто в гостях, а сейчас уже и не помню, как жили без нее. И взяли мы ее не из жалости: я уверена — у малышей должны быть мама и папа.