Пока рождаются дети
Стоило только мне заговорить об Агнии Барто, коллеги тут же заулыбались и активизировались: одна вспомнила стихотворение, которое написано, как она говорит, точно про ее папу, другая похвасталась — сын учится читать, и “Игрушки” стали второй книжкой, которую он осилил самостоятельно и был счастлив. Третья… впрочем, у меня самой множество воспоминаний об этих незатейливых детских стихах — сама их любила, детям читала, а теперь и внук легко бычка изображает. Поэтому идея детской библиотеки сделать небольшую выставку к юбилею книжки показалась мне удачной.
На библиотечном стенде — портрет поэтессы, несколько книг и папка-накопитель для детских рисунков. “Каля маля” — так называется творческая мастерская, рисовать в которой может любой желающий читатель — бумага и карандаши всегда под рукой. Хочешь — одинокого зайку рисуй, а хочешь — мячик в речке.
Книга “Игрушки” переиздавалась за 75 лет (первое издание — 1936 год) множество раз — ее с удовольствием иллюстрировали разные художники. Коротенькие и лиричные стихи о раннем детстве нравятся и детям, и взрослым. Запоминаются легко, и нет в них ничего лишнего, только то, что проходит любой ребенок: первые шаги, впечатления, огорчения и радости, успехи и усилия.
Человек растет, меняется мир вокруг него, меняется и его восприятие, запас впечатлений, но что-то неуловимое из детства все равно остается. Возможно, поэтому простые и понятные стихи Барто еще очень долго будут читать — до тех пор, пока рождаются дети.
Упрямая поэтесса
Первая книга Агнии Барто вышла в 1925 году, автору тогда было 19 лет. Причем начало поэтической карьеры едва не стало для поэтессы концом: написав в 30-м “Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?”, она тут же получила упрек в очернительстве — советские дети такими не бывают!
Вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна (для газеты “Бульвар Гордона”): “Мама начала писать стихи еще ребенком. Главным слушателем и критиком стихов был ее отец. Ему хотелось, чтобы она писала “правильно”, строго соблюдая определенный размер стихотворения, а в ее строчках, как нарочно, размер то и дело менялся (что отец считал упрямством с ее стороны). Потом окажется, что смена размера — одна из отличительных черт поэзии Барто. Правда, и позже именно за это критиковали ее стихи. У меня хранится протокол собрания, на котором обсуждались “Игрушки”. Это были времена, когда даже детские стихи принимались на общем собрании! В нем сказано: “…Рифмы надо переменить, они трудны для детского стихотворения”. Особенно досталось знаменитым строчкам: “Уронили Мишку на пол…”
Но дети и их родители — самый строгий “худсовет” для автора, а они сразу и безоговорочно приняли стихи, посвященные детским играм, поступкам и характерам. За интонацию живой речи, за неподдельный детский словарь, доброту и юмор.
Многие строки стихов Барто даже стали поговорками: “Мы с Тамарой ходим парой”, “А болтать-то мне когда — мне болтать-то некогда”.
Агния Барто за свою жизнь успела многое — она писала стихи и сценарии, была журналистом, после войны помогала детям найти родителей. Ее не стало 1 апреля 1981 года. Зато осталась малая планета, расположенная между орбитами Марса и Юпитера — 2279 Barto, названная в ее честь. И нестареющие “Игрушки”…