Каждому в зале лектор подносил какую-то блестящую “летающую тарелочку”, из которой выглядывал поросенок, и предлагал погладить его. Погладить хотели все, но после каждой попытки раздавался смех…
В ладонях ученого — нечто, вроде двух тарелок, приложенных друг к другу так, что внутри есть пространство. В донышке верхней круглое отверстие, из него выглядывает маленький поросенок. Его видно четко, он такой материальный… Пытаешься дотронуться, а пальцы свободно проходят сквозь него!
Это не фокусы иллюзиониста, а часть лекции “Математические этюды”, которую в воскресенье провел для школьников ученый из Москвы, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова Николай Андреев. Он уже не первый раз приезжает в Апатиты. И как сказал перед началом лекции Евгений Вайнштейн, руководитель математической школы КФ ПетрГУ, Николай Николаевич — их давний друг. А в феврале этого года он получил премию президента за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний. И еще Евгений Александрович добавил:
— Я горжусь тем, что мы дружим с таким замечательным человеком!
Николай Андреев разговаривает с ребятами в зале, как со своими хорошими знакомыми. Просто, с юмором, рассказывает о сложных математических понятиях, вовлекая в задания слушателей. Но главное в его методе — наглядность и увлекательность.
На лекции “Математические этюды” ученый показал зрителям короткие мультфильмы, иллюстрирующие математические теории и формулы.
— Как вы думаете, можно из такого куска бумаги сложить куб?
Мнения разделились, а на экране из узкой полоски непонятной формы возникал именно куб. Это называется развертка, и она в принципе ничуть не хуже традиционной.
Одному парню из зала, по имени Александр, Андреев дал задание особым образом сложить плоские деревянные фигурки в квадрат. Задача демонстрирует теорему Пифагора. Саша справился за двадцать минут. Как заметил Николай Андреев, в одной из школ, где было такое задание, быстрее всех справилась завхоз, привыкшая, видимо, укладывать вещи, тогда как учителя долго головы ломали.
Ну, а что же “призрак хрюшки”? Ученый снял верхнюю “тарелку” и показал, что фигурка поросенка сидит на дне нижней посудины. А обе тарелки изнутри имеют зеркальную поверхность. Это параболические зеркала. Впервые такой эффект заметила американская уборщица, она пыталась стереть пыль с тех предметов, которых не было. Николай Андреев напомнил формулу параболы. И если вращать ее, получается параболоид. Кстати, спутниковая тарелка построена по этому принципу. И вообще многие привычные нам предметы — “математические”, как выразился ученый.
— Премия президента для меня — это задание и впредь заниматься популяризацией науки, — сказал Николай Николаевич. — Нужно увлекать детей математикой, другими науками. Я обращаюсь к взрослым: покупайте детям интересные книжки!