Пасут оленей, шьют каньги

По форме оленьего уха можно определить хозяина. Метку делают сразу после рождения олененка.

Спросить у саама, сколько у него оленей, — все равно что спросить, сколько у тебя денег на счете. На этот вопрос саамы не ответят даже самым близким людям, и уж тем более журналисту.

Там не Ловозеро

Я — не саам, по крайней мере, так говорят мои родители. Хотя после пресс-тура по Лапландии некоторые сомнения на этот счет у меня возникли. Ну вот посудите: саамы не пьют молоко — объясняют тем, что у них нет каких-то ферментов, чтобы его переваривать. Я тоже с детства не люблю его. Может, тоже тех самых ферментов не хватает? Значит ли это, что в моем роду были представители коренной северной народности? В общем, попытаю родственников еще раз.

Марина Фалевич показывает, как шить саамский наряд.

Ознакомиться с удивительной культурой финских саамов, их бытом и занятиями журналистам из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Мурманской области удалось благодаря финскому МИДу. Поездка вызвала большое уважение к соседней стране, где не только на словах уважают коренную культуру, считаются с ней и поддерживают финансами.

Яркий пример — встреча в Саарисельке с ловозерским парнем Максимом. В родном российском поселке, окончив специальное училище, он пытался заняться оленеводством и наладить свой бизнес — хотел катать гостей на оленьей упряжке, кормить их блюдами национальной кухни в стилизованном чуме. Но не смог. Это оказалось непросто, в частности, потому, что в Ловозере ему недвусмысленно намекнули на то, что просто так ничего не бывает. Иными словами, попросили “откат”, как говорит Максим. Начинающий предприниматель не смог удовлетворить их просьбу, поэтому поехал в Финляндию, где очень скоро его мечта сбылась.

Субсидии государства

В Финляндии живут девять тысяч саамов (в Норвегии — 30 тысяч, в Швеции — 20 тысяч, и более двух тысяч — в России). Большинство из них обитает на исконной саамской территории — в Лапландской губернии. Здесь действуют два основополагающих для них закона — о саамском языке и Саамском парламенте.

Современный Саамский парламент — преемник Саамской делегации, образованной в 1973 году. Выборы в парламент проходят каждые четыре года. Его главная задача — распределять средства, выделенные государством на развитие саамской культуры. Кроме того, парламент может выдвигать предложения в правительстве страны по вопросам саамского языка, культуры и статуса саамов как коренной народности. Так что, финский Саамский парламент — не формальное объединение, а реально действующее.

Как рассказала Рауна Рахко, сотрудник парламента, из десяти саамских языков в Финляндии говорят на трех: северном, инари и сколтском. Это не диалекты, а самостоятельные языки, потому что их носители совершенно не понимают друг друга. Самый популярный все же — так называемый северный саамский язык, он признан и для международного общения саамов — из Норвегии, Швеции и России.

Любопытно: саам, являющийся участником или заслушиваемой стороной, может применять свой язык в судах, государственных и муниципальных органах, чья правовая или административная юрисдикция охватывает всю саамскую территорию или ее часть. Это стало возможным в 1995 году благодаря внесенным в Основной закон Финляндии изменений, которые обеспечили им культурную автономию.

Кроме того, все решения парламента, а также постановления правительства, касающиеся саамских вопросов, переводят на саамский язык. А на дорожных указателях с недавних пор начали появляться названия местности как на финском, так и на саамском языке.

Рауна сказала также, что с 1983 года саамский язык преподают в школах Лапландии. Субсидирование саамского образования — еще одна государственная мера поддержки коренного народа.

Особенности оленеводства

Жители Лапландии, с которыми мы встречались, не раз повторяли, что на их территории 200 тысяч оленей и 200 тысяч жителей. При этом олени — самые важные животные в этих местах — кормят немногих. По статистике, от оленеводства в Финляндии получают основной доход 900 саамских и финских семей.

Оленеводство — занятие непростое. В этом мы смогли убедиться на одной ферме в Инари. Хозяин семьи во время нашего визита пас оленей, поэтому разговор шел с его супругой. Женщина выросла в саамской семье, сказала, что с детства знакома с народным ремеслом и особенностями оленеводства. Вместе с мужем они разделывают и продают оленье мясо, готовят шкуру на продажу  — ее обычно покупают любители подледной рыбалки из Рованиеми. Кроме того, женщина сама шьет из шкуры каньги — национальную саамскую обувь с острыми загнутыми носами. Судя по площади домашнего хозяйства, работы им хватает.

Кстати, эти самые каньги популярны не только среди саамов и туристов. Их можно встретить и на ногах местных жителей другой национальности. Двух финских подростков в необычной обуви мы встретили в баре за игровым автоматом.

Чему учат

Самый главный саамский музей — SIIDA — расположен в Инари, основную часть денег на его создание выделил Евросоюз. Это удивительное место. Его стоит посмотреть, если окажетесь поблизости. Среди экспонатов совершенно нет оружия. Экскурсовод говорит, что саамы — миролюбивый народ, и ножик, который они всегда носят при себе, — их единственное оружие во все времена.

Кроме разноплановой выставочной экспозиции об истории саамской культуры и природе Лапландии, рядом с главным зданием есть музей под открытым небом — настоящий зимний погост с образцами жилья саамов-оленеводов и саамов-рыболовов.

А уж если вы захотите связать свою будущую профессию с культурой этого северного народа, то вам прямая дорога в Центр образования саамского региона. Он также находится в Инари. Сейчас в нем учатся около двухсот студентов разных национальностей, есть русские. Учеба, питание в будни и жилье в общежитии — бесплатные. Студенты платят лишь за материалы, с которыми работают.

Центр дает начальное профессиональное образование в трех направлениях: гид-проводник, саамское рукоделие, оленеводство. Специальностей много, есть даже “социальное и больничное обслуживание саамов”, а также “гостинично-ресторанное дело”.

Марина Фалевич, координатор центра по работе с Россией, показала нам учебные классы и мастерские, где студенты учатся обрабатывать кожу, олений рог и кость, шить национальную одежду, в том числе популярную “шапку четырех ветров”, мастерить сани, лодки, работать с металлом, в том числе драгоценным.

Ювелирная мастерская особенно приглянулась девушкам нашей группы. Уж больно необычные украшения у саамов. Такие блестящие! Некоторые не упустили возможность и прикупили эксклюзивные вещички.

Продолжение в следующем номере.

Поделитесь:Share on VK
VK

2 комментария на “Пасут оленей, шьют каньги”

  1. У нас, к сожалению, не ценят народ вообще, а уж коренной, за которого не может никто вступиться, так и тем более.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *