Вам часто снится музыка? А вот художнику Коновалову снится. Потому, наверное, что его рисунки — это всегда сочетание художественных образов и музыки.
Левой можно
Юрий Коновалов рисует, сколько себя помнит. Правда, в детстве он услышал от кого-то, что, рисуя левой рукой, художником стать невозможно, и даже немного поверил в это. Тогда он, скорее всего, не знал, что Леонардо да Винчи создал Мадонну левой рукой. Но и без этого знания его тяга переносить ощущения на бумагу победила.
Одно из ярких впечатлений детства — художник на пляже.
— Мне было лет семь, я наблюдал за тем, как он работает, — вспоминает Юрий Николаевич, — как на холсте появляется удивительное сочетание цвета моря и солнца, и это просто взрывало меня изнутри.
Таких ярких вспышек у Коновалова было много — они подогревали его стремление стать художником. Юра не учился в художественной школе, занялся самообразованием — читал много книг, общался с творческими людьми.
С общеобразовательной школой как-то не задалось — слишком скучным казалось ему это занятие. А когда отец (лесной инженер по профессии) отправился работать на Север, следом за ним, едва получив паспорт, в 16 лет уехал и Юра.
Поселились в Октябрьском — тогда это был оживленный поселок с хорошей библиотекой, Коновалова окружали интересные люди, удивительная природа. Он учился в вечерней школе и работал столяром-станочником. Эта работа дала ему много полезных навыков.
— В то время я много читал, увлекся историей искусств, — говорит Юрий Николаевич. — Любил ходить на рыбалку, наблюдать. Рисовал: писал этюды. Я по натуре созерцатель, и в жизни, и в творчестве.
Фон жизни
Позднее, когда Коновалов работал в художественном фонде при Союзе художников в Мурманске (проектировал интерьеры), летом брал длительные творческие отпуска и уходил с геологами в поле. И конечно, много рисовал. «Пахнет полем», — хвалили подаренные им этюды друзья-геологи.
Хотя о том, как воспримут его работы, Коновалов не слишком волновался — всю жизнь ему дороже всего был сам процесс. И часто он работал и рисовал под музыку, отдавая предпочтение классической. В его мастерской есть полка с огромным количеством виниловых пластинок: классика, народная, духовная музыка. «Фон моей жизни», — говорит художник.
— Раньше, когда работал, — вспоминает Юрий Николаевич, — были долгие периоды без живописи, просто сил и времени не хватало.
— А работы свои оставляете, как закончили, или бывает, что возвращаетесь?
— Иногда такое бывает. Некоторые работы этого требуют, если дорабатываешь — появляется содержание. Есть у меня картина, к которой возвращался несколько раз — в итоге она получилась совсем другой. Хотя экспромты тоже случаются.
— А как относитесь к советам и оценкам коллег?
— Спокойно отношусь. А мнение близких по духу художников всегда полезно услышать. Из молодых — Ирина Ситдикова очень интересный человек.
— То, чего Вы достигли в творчестве, самое важное в Вашей жизни?
— Нет, это важная часть жизни, но самое большое достижение — это мои дети, тут мне есть чем гордиться.
Работы Коновалова разные: есть спокойные и уютные, есть пронзительные и контрастные. Он, похоже, одинаково хорошо относится к пастели, карандашу и маслу, иногда смешивает техники. И все это — левой рукой, от души и под музыку…
Юрий Николаевич на вопрос, не переживает ли он — все-таки первая персональная выставка, хитро улыбнулся. Все самые сильные эмоции он испытал, когда писал эти картины, а теперь — время созерцать.
Юбилейная выставка Юрия Коновалова откроется в библиотеке-музее 5 февраля в 16 часов.