Я тебя люблю… Эти слова я сказал сегодня с утра двум женщинам. Слышала бы меня моя мама и остальные блюстители морали и нравов. С Леной мы болтали в сети, и на прощание я сделал ей это заявление. А с Олей — по телефону. И не удивлюсь, если еще две-три девчонки услышат от меня эти слова (я бы и для некоторых мужчин их не пожалел, но, боюсь, поймут неправильно). И самое любопытное, я говорил их искренне! Сказал и задумался…
Понятно, что любовь эта без плотских вожделений. Но ведь многие из нас так бесхитростно и разделяют любовь и дружбу: с интимом — это не дружба, а без интима — не любовь… Слишком просто, да? Даже для меня, который стоял и будет стоять на том, что любовь может продолжаться одну ночь, и все дело в силе порыва, в искренности, но не в отрезке времени. Маня, моя хорошая знакомая, я просил ее побыть консультантом в этой теме, заметила:
— Любовь… она разная.
— Блестяще! — воскликнул я.
Но Маня тут же подкузьмила сама себя:
— А вот Бунин сказал, что любовь — это вспышка…
Мы опять пришли к отрезку времени. Солнце — это ведь тоже вспышка. Взрыв. А вон сколько всего хорошего и гадкого мы успели и еще успеем натворить во время этой вспышки. А вспомните: ночь любви может тянуться бесконечно… Помню… Э-э… Нет, это мы опустим.
Сама не подозревая того, Маруся оказалась очень и очень права. Если бы древние греки… Вижу, как тут лица некоторых повело на сторону. Увы, а без них никак. Потому что мудрей о любви никто еще не говорил. Так вот, будь Аристотель, Платон и даже сам Еврипид живы, они бы аплодировали моему консультанту. Потому что в Древней Греции понимали, какой разной может быть любовь. И не просто понимали, но и классифицировали ее по четырем видам. Обратимся к моей любимой Википедии, но не слишком дословно, главное — суть не исказить.
1. Эрос — стихийная, восторженная влюбленность, в форме почитания, направленного на объект любви, именно Эрос отвечает за соединение влюбленных в брачные пары.
То есть стрельнул подлец из лука, и загорелась… В общем, амор!
2. Филия — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору. Оно обозначает не только “дружбу”, но и “дружественность”, “расположение”, “притяжение”, “влечение”, “любовь”.
Филии тем более разными бывают. Можно филить человека, можно — родину, можно — книги, можно и животных, но лучше без фанатизма… Даже к самому себе можно филию испытывать, притом такую большую, что больше ни на кого сил не остается.
3. Сторгэ — любовь-нежность, особенно семейная. Древние греки так называли семейную, родственную любовь, привязанность, любовь, которую испытывают родители по отношению к детям.
В социальной психологии, если я не прав, социальные психологи меня поправят, термин “сторгэ” используется для обозначения любви, развившейся из дружбы. Такая любовь рождается из дружбы, а дружба эта может продолжаться даже после того, как любовные отношения закончатся. Зачастую влюбленные не могут точно сказать, когда возникла любовь.
И ведь на самом деле любовь между друзьями часто возникает, и потом они головы ломают: что это было? А оказывается, все по науке! И наконец…
4. Агапэ — жертвенная любовь, любовь как сочувствие.
Она может возникнуть по врожденным доброте, способности к состраданию, а может — из убеждений. Вот решил человек (по религиозным причинам, по зрелости своей умственной или еще по какой причине) быть добрым и жалеть всех сирых, убогих. А жалеть — это уже любить. А некоторые любят не только обделенных, но и просто всех людей. Так бывает. Да и кто-то из богов призывал: возлюби ближнего своего! То есть призывал к агапэ. И ведь у нас есть очень серьезная причина, по которой жалеть-любить друг друга стоит. Очень сильно и одновременно беззащитно сформулировала эту причину Марина Цветаева:
Еще меня любите
За то, что я умру.
Вот такие они были умницы, эти древние греки…
Но мы-то, конечно, знаем, что у них просто не было химии как науки. Иначе они точно знали бы, что все это чушь и домыслы, что все дело в количестве допамина, окситоцина и прочего в крови человека. То есть как шибанет в голову химикат, так и любовь случилась…
Нет-нет! Я не разделю эту прагматическую точку зрения. Пусть она трижды будет научной. Я буду по-прежнему любить многих и многих людей, любить загадочно и необъяснимо… и пусть без вожделений, но все равно к своему и, надеюсь, к их удовольствию.
Ваш Игорь Дылёв.
Мысль недели: Несчастнее неразделенной любви только безответная ненависть.