Восьмилетним Анечке, Костику и Димке было нечем заняться. Вот скукотища! Родители веселились в соседней комнате, а им запретили играть на компьютере и смотреть мультики. Сказали, что этим они и дома заняться смогут, а сейчас велели поиграть, ведь в кои-то веки собрались вместе. Вот только во что поиграть, не сказали…
Книги под запретом
Когда я спросила свою маму, было ли ей скучно в детстве, она тут же выдала:
— Да ты что! Ни в детстве, ни потом, да никогда! Маленькой я просыпалась и не знала, с чего день начать: хотелось и почитать, и порисовать, и в куклы поиграть. Мне, как той обезьяне, не разорваться было.
А я знаю, что у мамы с самого раннего детства были обязанности — полы подмести, борщ доварить, сепаратор помыть, масло взбить. Родители уходили на работу, а дети оставались на хозяйстве. Читать книги и играть в куклы считалось напрасной тратой времени.
Например, когда маме было семь лет, в библиотеке ей не хотели выдавать книгу «Приключения Буратино». По мнению библиотекарши, первоклашка была слишком мала для чтения такого произведения. Но моя мама очень просила. Тогда книгу ей выдали, но с условием — только на один день. Странная логика, однако, была у той библиотекарши. Так вот, «Буратино» маленькая девочка прочитать успела. Но как!
— От политиканты! Опять повшныплювались в книжки! — кричала мамина мама, когда видела читающих дочь или мужа.
Поэтому «Буратино» моя мама читала тайком. Причем в темноте (когда ее уложили спать), подставляя страницы под полоску света, проникающую из соседней комнаты.
Все последующие годы она тоже старалась читать, не попадаясь на глаза взрослым. Может, поэтому, когда выросла, пошла учиться на библиотекаря? Тут уж можно было не скрываться.
Кукол в печь!
Еще мама, будучи девочкой, любила играть в куклы. В шестидесятые годы с игрушками было плохо, поэтому кукол она делала из перышек, листьев пустырника, палочек… А еще из фантиков: красивые обертки были «женщинами», некрасивые — «мужчинами», а белые — «детьми». Однажды куклу из лыка смастерила: надрала кусочки с пня, каждый перегнула и с одного края растрепала — волосы получились. Такую куколку можно было завернуть в лоскутик, подпоясать ленточкой.
Ее отец много охотился. Поэтому игрушками были и шкурки норок и тушки диких голубей. Голуби были маленькие и очень хорошенькие. Сами сизые, а голова дымчатая, с бордовым отливом. Мама рассказывает, что ее обязанностью было очистить голубей от перьев, осмолить и выпотрошить. Принесет отец штук тридцать — занимайся. Ну как с такой красотой не поиграть? Раскладывала их в ряды, а потом на бал они собирались…
Когда мама училась в шестом классе, она сшила себе куклу. Вырезала из ткани фигуру с талией, как у рюмочки, пришила голову, руки и ноги. На лице вышила черные брови и глаза, красный рот. И даже волосы у нее были, из овечьей шерсти. Загляденье кукла получилась! А уж сколько было нарядов у нее — и не счесть. Мама даже как-то от занавески кусочек ткани отрезала ради своей красавицы. И ведь рисковала сильно, уж точно досталось бы, если бы родители заметили, но в тот раз обошлось.
А позже трагедия случилась. Отец однажды застал ее врасплох — не успела она спрятать свою куколку. И кукла, и все наряды ее были отправлены в печь. Причем отец долго сидел и кочергой все ворошил в огне, чтобы хорошенько прогорело и ничего не осталось, а дочери сказал: «Будешь реветь — прибью!»
Развлечения 80-х
Самое удивительное, что моя мама после ужасного, на мой взгляд, детства жалеет нас, своих детей.
— У вас ничего интересного не было, — говорит мама. — А мы и на речку бегали, и за орехами и грибами ходили, и в ножички, прятки и классики играли, а еще в «садовника» или «ручеек». А вы? Ну, выйдете во двор: что там интересного?
Я очень удивилась таким рассуждениям. Не помню, чтобы хоть раз мне было скучно. Чем мы с ровесниками занимались? Да всего и не упомнишь.
Уличные игры были у нас почти такие же — классики, ножички, прятки, был и «садовник». Плюс «казаки-разбойники», «краски», «семь камушков». Зимой, конечно, любимая игра — «царь горы».
А сколько было кружков! Куда только я не ходила, чего только не пробовала освоить! Фотокружок и вязание, лыжная и легкоатлетическая секции, «художка» и хор, занятия на Станции юных техников…
Были и «общественные нагрузки» — шефство над младшими классами, выпуск стенгазет, сбор металлолома и макулатуры и прочая ерунда, которую мы не любили, но выполнять должны были. И ведь даже занимаясь такими делами, нам было весело. Сколько историй осталось в воспоминаниях!
Наши родители тоже были целыми днями на работе. Наверное, поэтому моя мама считает, что ничего интересного в моем детстве не происходило. Она просто не знает, как мы развлекались.
Моя коллега, например, в детстве сушила косточки от съеденных куриных шеек. Потом их красила и делала ожерелья. Чем не развлечение? Думаю, ей тоже скучать было некогда.
Чем заняться?
Когда мы ходили в гости с родителями, нам, детям, хотелось только, чтобы нас взрослые не трогали. Мы закрывали дверь и… отправлялись в путешествия по морям и пустыням, на балы и в театры, мы воевали с фашистами и львами, мы задерживали преступников и выписывали пропуски на засекреченные склады. Мы становились принцессами и разбойниками, продавцами и учительницами, мамами и злыми мачехами, русалками и строителями.
А кого действительно жалко, так это нынешних детей. У них есть, казалось бы, все: компьютеры и игровые приставки, мультфильмы, какие хочешь и когда захочешь, Барби и Братс, ниндзя-черепашки и роботы-трансформеры, детские кафе с клоунами и потрясающие книги, плейеры и телефоны… Но все чаще я слышу от своих и чужих детей: «Мне скучно. Чем заняться?»
…А может, сжечь в печи современные «развлекухи»? Может, тогда наши дети почувствуют вкус к жизни?
Когда читала про «Кукол в печь!» чуть не плакала, честное слово!
Очень хорошая статья, спасибо!
Многие родители сталкиваются с такой проблемой.
И последняя фраза, не смотря на то, что она написана с иронией, имеет здравый смысл. Наши дети привыкли потреблять готовую развлекательную продукцию, но я уверена, если отключить телевизор, убрать компьютерные игры (не на день – два, а на месяц, не меньше, лучше больше), у ребенка исчезнет апатия, появится инициатива и он начнет развлекать сам себя.
Не сразу и не вдруг все получится, ему еще придется развивать воображение, осваивать разные навыки,сушить куриные шейки, например!
Полностью согласен с постановкой изложенных в статье проблем и комментарием от Юлии. Хочется выдвинуть лозунг: «Телевизоры — на помойку!» Ну, или использовать их в качестве табуретки. Я сам несколько лет обходился без оного. Сейчас держу его только из-за канала «Культура». Но многим родителям, в том числе бабушкам с дедушками, этот ящик удобен, чтобы чем-то занять детей, чтобы те не крутились под ногами, и не мешали. Проблема, конечно, не в телевизорах и компах, а в дозировке того и другого. А у нас, в Расеи, с дозировкой всегда было сложно: или очень много, или очень мало. Так давайте, по-тихоньку будем учиться дозировать.
Статья очень полезная и правильная! Автору — большое спасибо, всех благ и хорошего гемоглобина!