Полгода плохая погода,

или Что может произойти с нами через сорок лет

Как изменится мир, если станет теплее всего на два градуса?..
Аномалии среднегодовой (январь-декабрь) температуры приземного воздуха (оС), осредненные по территории РФ, 1935-2005 гг.

Вы замечали, что зимы стали теплее? И что летом гораздо больше пасмурных дней?

Не странно ли, что почти все теленовости в последние годы обязательно касаются наводнений, штормов, извержений вулканов и засух? И уже не удивляют бесконечные катастрофы в нефтяной и угольной промышленности… Что случилось с нашей планетой и кто виноват?

Что происходит?

Совсем недавно, каких-то сто лет назад, мир знать не знал, что такое антропогенный фактор изменения климата. Никому бы тогда и в голову не пришло, что за ближайшие сто лет люди изменят не только технологиии — они изменят саму природу. Биологи говорят, что есть даже так называемое “привыкание” человечества — в сегодняшних природных условиях наш предок вообще бы не выжил. А мы живем, и ничего, только вопрос — долго ли планета еще нас выдержит? Об этом шла речь на семинаре “Проблемы изменения климата” в норвежском центре Сванховд.

За последнее столетие планета потеплела на 0,75 градуса, при этом потепление до двух градусов Цельсия будет иметь необратимый характер. При этом Россия “теплеет” быстрее других стран (среднегодовая температура с 1907 по 2006 год увеличилась на 1,29 градуса), и рекордсмен — Арктика! Арктический регион “теплеет” в два раза быстрее, чем вся планета, а в российской части Арктики температура за последние 30 лет выросла более, чем на два градуса Цельсия. По прогнозам, самые большие изменения климата ждут север США, Архангельскую область, Сибирь, север Норвегии, Кольский полуостров и Дальний Восток.

Что же происходит на Северах? В среднем осадков и облачности становится больше: хмурые влажные зимы, то же самое — летом. Страдает здоровье — увеличивается смертность и заболевания в дни с аномально высокими или низкими температурами. Из-за деградации вечной мерзлоты дома и дороги разрушаются (показательные случаи были недавно в Якутии), а в Западной Сибири с этим связана четверть всех аварий нефте- и газопроводов.

Климатические изменения — один из факторов роста инфекционных и паразитарных заболеваний: из-за роста температур меняются традиционные ареалы их возбудителей и переносчиков. По оценкам ВОЗ, климатические изменения в настоящее время являются причиной примерно 150 тысяч преждевременных смертей в мире.

На территории России, по данным МЧС, за последние 15 лет опасных гидрометеорологических явлений — засух, штормов, наводнений — стало в два раза больше, и, по прогнозам, их количество существенно увеличится в течение следующих 20-50 лет.

Ученые утверждают, что основная проблема изменения климата (а это не только температура воздуха, но и осадки, облачность, радиация, толщина промерзания почвы и другие факторы) — рост выбросов СО2. И главное — не рост температуры, это лишь следствие, а изменение химического состава атмосферы. Никогда в истории человечества не было ни такой концентрации СО2 в атмосфере, ни столь резкого его роста. Причина — человек и такие нужные ему дизельные моторы, генераторы, печи, промышленные заводы, нефтяные и газовые факелы…

Что будет?

По прогнозам ученых, в течение нашего века разрушение ледниковых щитов Гренландии и Антарктики даст дополнительно 40-сантиметровый подъем уровня моря, а в целом океанское потепление вызовет таяние горных ледников и полярных льдов, достаточное для поднятия уровня мирового океана на полтора метра. Если рост концентрации углекислого газа в атмосфере не будет снижен, после ближайших   100-200 лет потепления наступит новый ледниковый период на 10-100 тысяч лет.

По прогнозам, к 2050 году средняя температура Земли повысится на три-пять градусов, в Арктике — на 10 градусов. Но бояться нужно не повышения температуры, а последующих неблагоприятных метеорологических условий жизни на планете — голода и засухи, наводнений, недостатка питьевой воды, от которого к 2050 году будет страдать более миллиарда человек. Из-за смещения основных зон роста продовольственных культур в северные районы 150-200 млн человек будут вынуждены сменить место жительства. Большая часть животных переместится на Север, а тридцать процентов видов окажется на грани вымирания.

Из-за таяния вечной мерзлоты продолжится проседание грунта, а значит — аварии в нефтегазовой отрасли и выбросы метана. Таяние сибирских болот уже сейчас дает шесть-восемь мегатонн метана в год, а “живет” он в атмосфере 12 лет. Кстати, только одна средняя семья производит почти 19 тонн СО2 в год!

Что делать?

Главная задача человечества сегодня — замедлить рост выбросов парниковых газов и постепенно их снизить: к середине 2050 года — в два раза от уровня 1990 года. Это возможно только при сочетании использования технологии по улавливанию и хранению углекислого газа (в мире сегодня уже более 10 таких заводов работают в Норвегии, Алжире, Австралии и США), повышения энергоффективности (кстати, продажа сокращенных выбросов парниковых газов принесла 1,5 млн евро Архангельскому ЦБК) и увеличения доли возобновляемой энергетики.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ — это ГЭС, ветряки, волновые и приливные станции, солнечные батареи. Они хороши относительной безопасностью для экологии, отсутствием выбросов СО2, доступностью ресурсов, экономической рентабельностью. У них есть свои недостатки: нестабильность производства энергии, дороговизна оборудования и вырабатываемой энергии, малая мощность.

С другой стороны, возобновляемая энергетика в России не дотируется государством, как в Европе, поэтому она и считается дорогой. В России же пока все внимание и дотации — атомной и другим традиционным “грязным” энергопроизводствам. Мурманская область в этом смысле — наглядный пример “государственного” подхода.

Зимой 2008 года в областном комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды заседала рабочая группа. КНЦ РАН, который выиграл тендер на выполнение научно-исследовательских работ, представил отчет по возобновляемым энергоисточникам. К октябрю 2008 года готовили инвестиционную программу развития нетрадиционной и возобновляемой энергетики в Мурманской области. Эта программа по плану должна была войти в состав энергетической стратегии Мурманской области.

Приоритеты программы — ветроэнергетика, малая гидроэнергетика и приливная. Мурманская область обладает всеми техническими условиями для строительства ветропарка, способного заменить самый старый блок Кольской АЭС (срок службы которого вновь продлен сверх проектного). В Мурманской области — один из самый высоких потенциалов ветровой энергии в Европе: 360 млрд кВтч в год.

Программе присвоили статус региональной и целевой и дали название: “Развитие нетрадиционной энергетики Мурманской области”. Она предполагала доведение доли ВИЭ в энергобалансе региона до 7,4 процента к 2012 году за счет развития ветроэнергетики и малой гидроэнергетики. К строительству трех ветропарков проявили интерес голландские и норвежские инвесторы, Европейский банк реконструкции и развития готов был выделить 300 млн евро на реализацию этого проекта, а ученые подсчитали, что чистая энергетика в области поможет заместить 351 тысячу тонн условного топлива.

И тут в сентябре 2009 года принятие региональной программы по развитию ВИЭ откладывают. А вместе с ней “откладывают” и два года работы, и уже потраченные на нее из регионального бюджета 800 тысяч рублей. Причина? На сайте “Беллоны” читаем: “К сожалению, со сменой областного правительства принятие программы отложилось на неопределенный срок”, — рассказал координатор проектов по возобновляемой энергетике Юрий Сергеев. А консультант по чистой энергии “ХХХ” Мишель Гронбек отмечает: “До сих пор правительство Мурманской области не сформулировало своего отношения к данной программе. Мы не знаем, какие проекты, описанные в программе, будут одобрены и профинансированы”.

Вот и получается, что от нашего настоящего зависит наше будущее, и очень напрямую. На раздумья времени нет, главное — чтобы нам не остались только лишь эти 40 лет.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *